«Надо начинать без денег»: режиссеры клипов Oxxxymiron, Little Big и Билана о том, как снимать для миллениалов
По материалам выступления режиссеров на фестивале VK Fest
Можно ли снять клип без бюджета?
Алина Пязок: Многие хотят сразу же прийти к большому артисту и сделать с ним проект. Но круто начинать, когда у тебя нет ничего, только камера. Мы работаем и с нормальными бюджетами, и с совсем маленькими. Например, клип Lizer'a «Пачка сигарет» стоил 100 000 рублей. Это в принципе даже не цена сейчас. Первый клип, который я сняла «Триагрутрике», — Big City Life, стоил ноль рублей. Поиск бюджета — это не самое основное в продакшене. Главное — это все-таки идея и то, что ты хочешь передать. Клип Little Big на Every day I'm drinking стоил 30 000 рублей, и это дало нам некий старт. У группы за всю жизнь всего один раз была рекламная интеграция, все остальное время мы брали деньги с концертов, иногда тратили с Ильей [Прусикиным, лидером группы Little Big] последние деньги, просто наскребали их отовсюду.
Ладо Кватания: Я еще ни разу не оказывался в условиях, когда денег хватало. Самое интересное — это работать в условиях чудовищных ограничений, когда средств у тебя практически нет. Происходит аккумуляция твоего творческого потенциала. Я постоянно говорил оператору и команде: «Слушай, с бабками все могут». Есть проекты, которые доказывают это. [Без большого бюджета] ты начинаешь сочинять те вещи, которые изначально казались тебе невозможными к воплощению. И как ни странно, ты находишь такие воплощения, которые не смог бы реализовать, если бы деньги у тебя были. Это парадоксально работает. Поэтому я стараюсь иногда влезать в проекты, где денег практически нет. Это дисциплинирует, держит тебя в форме и позволяет творчески расти.
Дарья Чаруша: Надо начинать планировать без денег. Они приходят, потому что ты аккумулируешь некую идею, отпускаешь ее в мир, и она начинает работать самостоятельно. В самом начале пути я вкладывала свои деньги. И это единственный путь, если вы в принципе что-то хотите начать. Можно сэкономить и сделать продукт, если вы действительно верите в то, что его нельзя не сделать. И если он будет незаурядным, в нем будут страсть и энергия, тогда люди подтянутся. На самом деле людей, которые готовы что-то создавать, готовы быть лидерами, их очень мало. И если вы чувствуете в себе этот потенциал, нужно просто идти, и весь косяк за вами будет пристраиваться.
Нужны ли клипу реклама и промо?
Алина Пязок: Стартовый пуш очень важен. Его можно собирать самим, мы в Little Big его копили по крупицам, и сейчас у нас самый большой по аудитории музыкальный канал — около 5 млн человек. <...>
Ладо Кватания: Есть разный контент. Есть развлекательный — он изначально призван аудиторию развлечь и не более того. Это нормально. Я просто всегда фокусировался на том, что не хочу делать такое. У меня есть одна попытка сделать подобное с «Ленинградом» — называется этот клип «Золото». Не совсем удачный, наверное, по количеству просмотров. Я всегда стараюсь работать с более авторским контентом, и мне бы не хотелось, чтобы под него могли поесть суп или попкорн. Он должен вызывать вопросы, дискомфорт, тревожность.
Возможен ли компромисс между творчеством и заработком?
Алина Пязок: Хочется всегда делать то, что будет интересно людям. У нас получается так, что песни ты слышишь еще в зачаточном состоянии, слушаешь демоверсии. И ты уже начинаешь что-то придумывать. Мы один раз в жизни всего ставили на клип и думали: «Он будет популярным, он будет крутым, вирусным». В итоге этот клип Little Big вы все, скорее всего, даже не видели. Это клип на Kind inside, hard outside. Там драка Путина и Обамы. После этого мы перестали делать ставки и старались делать то, что интересно.
Дарья Чаруша: Нельзя не уважать человека, для которого ты делаешь какой-то продукт, если только ты не сумасшедший профессор, которому абсолютно все равно. <...> Вопрос компромисса очень условный, нужно анализировать имеющуюся ситуацию. [Если выбор в том, снять клип на минуту или ужать его до 30 секунд, чтобы собрать больше просмотров], сейчас я бы уже попыталась ужать.
Ладо Кватания: У меня не так много работ, которые имеют сумасшедшие цифры [просмотров]. Поэтому я сознательно отказался от компромисса. Это просто позиция.
Как социальные сети влияют на российскую клип-индустрию?
Дарья Чаруша: Все те люди, которые сейчас занимаются производством контента для YouTube, — это те, кто пойдет дальше. Потому что это самая крутая жизненная школа. В принципе это единственная школа, которая может создать профессионалов, способных круто ориентироваться в том, что сейчас модно, как можно снять дешевле, просто бросить клич в Instagram и получить кадры, которые хотят с тобой работать. Помимо того, что это уже работа, это очень классная школа для того, чтобы дальше снимать кино, расти как продюсер и в принципе добиваться чего угодно.
Алина Пязок: Самое клевое, что сейчас очень много самородков. Когда ты видишь в интернете видео, пишешь человеку: «Чувак, ты суперкрутой, давай сделаем что-нибудь вместе». И тебе говорят: «Давай». И вы начинаете вместе творить, и ты понимаешь, что у него есть видение. Это касается и актеров, артистов, художников-постановщиков, кого угодно. Отклик можно получить гораздо раньше сейчас. Ты смотришь комментарии, и если ты снял реально плохо, тебе так и напишут. Люди не будут скрывать.
Как начать снимать клипы?
Алина Пязок: Для того чтобы просто познакомиться с музыкантами, я сначала ходила и брала у них интервью. Я с 15 лет работала журналистом в Челябинске на телеканале «Восточный Экспресс». Очень часто было такое, что я ходила фотографировать группы, и мне хотелось сделать им самые лучшие снимки, чтобы они меня заметили и позвали снимать им фотосессию. Если ты идешь к артисту, который сейчас собирает 300 человек, вы можете вместе вырасти, и это круто.
Ладо Кватания: Выберите самого классного артиста, которого вы любите, любого. И снимите ему клип без его участия. Просто сочините историю, которая вызовет реакцию у аудитории. Для этого и существуют социальные сети. Если она будет действительно сильная, мощная и дойдет до артиста, артист официально признает это видео своим. Поверьте, есть такая практика. Выберите ту песню, которая вас вдохновляет, и делайте это. Вы должны испытывать потребность реализовать услышанное звучание в визуальный ряд.