Владимир Путин отправил в отставку губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Временно исполнять обязанности главы города будет Михаил Развожаев, до недавнего времени руководивший исполкомом Общероссийского народного фронта (ОНФ). Он станет третьим губернатором Севастополя за неполные пять лет.
Сложный город
Овсянникову, как и его предшественнику, не удалось проработать на посту губернатора Севастополя даже до конца первого срока полномочий. Первый глава города Сергей Меняйло продержался в регионе чуть меньше двух лет и, получив в июле 2016 года формальное повышение в виде должности полпреда президента в Сибирском федеральном округе, покинул Севастополь. Заместитель командующего Черноморским флотом, вице-адмирал запаса Меняйло считался человеком, близким к министру обороны Сергею Шойгу. Федеральный центр принял это решение на фоне затянувшегося конфликта Меняйло со спикером местного парламента, бывшим народным мэром города Алексеем Чалым, а также после начатого в преддверии думских выборов 2016 года сбора подписей за отставку губернатора.
Дмитрий Овсянников считается фигурой, близкой к Минпромторгу и «Ростеху», чья позиция могла повлиять на его назначение главой Севастополя, говорит источник Forbes, близкий к администрации президента (АП). Куратором внутриполитического блока Кремля тогда был Вячеслав Володин, у которого, по словам бывших сотрудников АП, были непростые отношения с Сергеем Шойгу и, напротив, давние и хорошие с Сергеем Чемезовым. До назначения врио главы Севастополя Дмитрий Овсянников работал сначала в «Объединенной двигателестроительной корпорации» (входит в «Ростех»), а потом в Минпромторге.
Первый год работы Дмитрия Овсянникова в Севастополе прошел относительно спокойно. Однако после его официального избрания губернатором в 2017 году в его отношениях с Алексеем Чалым начали нарастать противоречия. Чалый сказал Forbes, что все началось с конфликта губернатора и местной прокуратуры в 2017 году: «По требованию прокуратуры Контрольно-счетная палата (КСП) города провела проверку ГУП «Пансионаты Севастополя» и нашла кучу нарушений. Отчёт КСП заслушивался на заседании профильного комитета заксобрания, куда пригласили членов правительства. Овсянников запретил им ходить на заседание комитета, и в новом проекте бюджета срезал финансирование КСП на 40%, а заксобрания — на 20% (за поддержку КСП)».
Параллельно с этим правительство Севастополя сильно буксовало в реализации ФЦП по развитию Крыма и Севастополя. В 2018 году программа была исполнена лишь на 60-70% (для сравнения, в Крыму этот показатель составил 93%).
Весной этого года «консолидировать политические силы в городе» накануне выборов в заксобрание решила «Единая Россия». Партия сменила секретаря регионального отделения, назначив на эту должность депутата Госдумы Дмитрия Саблина. Консолидация могла выразиться, например, во включении людей губернатора и Алексея Чалого в партийные списки «Единой России» на предстоящих выборах. Однако переговоры закончились тем, что в Севастополе начался еще один конфликт — между Дмитрием Овсянниковым и партией власти, от которой он был избран губернатором. В начале лета секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак через СМИ потребовал от Овсянникова объяснить, почему в регионе демонтируют билборды кандидатов в депутаты от «Единой России».
«Из-за межэлитной борьбы уровень поддержки губернатора сильно снизился. Соцопросы стали показывать, что количество тех, кто ему не доверяет, превысило число тех, кто доверяет», — говорит собеседник Forbes, близкий к администрации президента. И подтверждает другой.
Андрей Турчак отставку Дмитрия Овсянникова связал в беседе с Forbes со срывами сроков реализации ФЦП: «На развитие Севастополя выделяется огромное количество федеральных средств. Крайне важно, чтобы они работали на решение проблем города. К сожалению, вместо этого жители получили срыв сроков и недостроенные объекты, политические конфликты и скандалы».
Севастопольский бизнесмен Олег Николаев, который в 2016 году пытался избраться по одномандатному севастопольскому округу, в качестве причин смены губернатора называет не только «провал ФЦП», но и «необходимость поднять рейтинг «Единой России» накануне выборов в заксобрание»: «Примерно то же самое было и с отставкой предыдущего губернатора – накануне думских выборов 2016 года».
Пришел с фронта
Назначенный врио губернатора Михаил Развожаев до недавнего времени возглавлял исполком ОНФ. Эту должность он получил после недолгого руководства Республикой Хакасия. В октябре 2018 года, после того как проигравший в первом туре губернаторских выборов глава Хакасии Виктор Зимин сложил с себя полномочия, Владимир Путин назначил Развожаева врио главы региона. Президент тогда попросил Развожаева «выехать в Хакасию, поработать там в течение месяца, взять под контроль ситуацию в республике, в том числе и по социально-экономическим проблемам, помочь провести чистые, открытые и в полном смысле отвечающие нашим законам выборы». «И потом я готов, обещаю, что сделаю это, верну вас в Москву и, безусловно, найду вам применение в федеральных органах», — сказал тогда Владимир Путин. После победы на выборах коммуниста Валентина Коновалова Развожаев покинул Хакасию. В декабре 2018 года он возглавил исполком ОНФ.
За время работы Развожаева на этом посту исполком ОНФ покинули многие специалисты по ключевым направлениям работы фронта, например по экологии, а обновление региональных штабов, как писал в марте «Коммерсантъ», не было завершено и через три с половиной месяца после съезда ОНФ. «Но в глазах Кремля это не компромат», — говорит политолог Аббас Галлямов. По его словам, кадровую политику Кремля в последние годы определяет «желание пристроить хорошего человека». «Подобный подход является следствием нынешней сверхцентрализации, когда единственное, что имеет значение, — это пожелание начальства. В случае с Развожаевым, очевидно, главным было понимание, что ему надо было подыскать какую-нибудь должность. Одновременно подвернулся Севастополь, по поводу которого было понятно, что его руководитель нуждается в замене — слишком уж много конфликтов он наплодил. Две задачи наложились друг на друга, и родилось решение: Развожаева — в Севастополь!» — считает политолог.