«Они всерьез занимались этим делом»: Дмитрий Муратов рассказал о роли Путина и Кремля в деле Голунова
Муратов был одним из участников переговоров с чиновниками о судьбе Голунова, которые продолжались с субботы (в субботу поздно вечером суд отправил Голунова под домашний арест). Как пояснил в беседе с Forbes Муратов, сразу после встречи президента с уполномоченной по правам человека Татьяной Москальковой в понедельник в дело «моментально включилась администрация президента».
«Это, конечно, какая-то фантастика». Первые слова Ивана Голунова после освобождения
По его словам, в процессе активно участвовали двое заместителей главы кремлевской администрации. Кто именно, Муратов не уточнил, отметив, что не уполномочен. «Они всерьез занимались этим делом, изменилась риторика Кремля и риторика телевизионных каналов», — говорит медиаменеджер.У руководителя администрации Кремля Антона Вайно — пять заместителей: Сергей Кириенко и Алексей Громов (первые заместители) и Магомедсалам Магомедов, Владимир Островенко и Дмитрий Песков (совмещает должности замглавы администрации и пресс-секретаря президента).
Москалькова в понедельник встречалась с Путиным, чтобы представить свой ежегодный доклад. Стенограмма встречи частично выложена на сайте Кремля. В ее описании указано, что омбудсмен «проинформировала главу государства о деле журналиста Ивана Голунова». Что конкретно говорила Москалькова и как на это отреагировал Путин, в стенограмме не приводится. Сама омбудсмен рассказывала «Медузе», что высказала обеспокоенность тем, что к Голунову применяли силу, и подчеркнула необходимость служебного расследования и контроля за следствием со стороны Генпрокуратуры. «Президент положительно отреагировал на эти посылы. Он не то что в курсе дела — на самых первых этапах его советник [Антон] Кобяков реагировал самым активным образом», — говорила Москалькова.
Среди других факторов, повлиявших на ход дела, Муратов называет солидарность профессионального сообщества, подписи под письмом в защиту Голунова и планы провести марш в его поддержку. «Самое главное — профессиональное сообщество и коллеги. Надо гордиться нашей профессией, этим цехом. Казалось, что он убит, а он жив и блестяще работает, — говорит Муратов. — Ну вот я, честно, говоря, потрясен. Я всех вроде знаю, но в очередной раз потрясен».
В беседе с The Bell Муратов также рассказал о еще одной встрече, повлиявшей на судьбу Голунова. В субботу, еще до суда об избрании меры пресечения, он и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов встретились в мэрии Москвы с заместителями Сергея Собянина — Натальей Сергуниной (курирует политическое направление) и Александром Горбенко (курирует информационную политику и безопасность). На этой встрече также по просьбе журналистов присутствовал начальник ГУ МВД по Москве генерал-лейтенант Олег Баранов. В ходе беседе «сторонам стало понятно, что аргументы обвинения страшно шаткие», рассказал Муратов. Так появилась идея «отпустить Ваню хотя бы под домашний арест», уточнил он. Адвокаты подали в суд соответствующее ходатайство и передали поручительства Муратова и Венедиктова за Голунова, и суд «услышал их аргументы», отметил издатель «Новой газеты».