Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила главе Минтранса Евгению Дитриху письмо с просьбой проверить тип самолета Sukhoi Superjet 100 на соответствие сертификационным требованиям, сообщила газета «Коммерсантъ», получившая доступ к документу. Письмо авиаперевозчики написали после того, как в аэропорту «Шереметьево» 5 мая после аварийной посадки загорелся SSJ 100 «Аэрофлота». В результате погиб 41 человек из 78 находившихся на борту.
Ассоциация просит, в частности, проверить эффективность системы защиты SSJ 100 от поражения статическим электричеством, подчеркивая, что попадание молнии не должно было вызвать подобного сбоя с электрообеспечением, как произошло с самолетом «Аэрофлота». Кроме того, авторы письма просят проверить прочностные характеристики конструкции кессона крыла и шасси, считая, что разрушение шасси не должно сказываться на целостности топливных систем. В АЭВТ также считают, что следует проверить на соответствие сертификационным требованиям систему управления полетом и силовой установкой самолета, защиту пассажирского салона при возникновении внешнего пожара и программу тренировок экипажей, разработанную производителем самолета.
В АЭВТ убеждены, что трагедия в «Шереметьево« нанесла серьезный репутационный ущерб российской гражданской авиации и авиапрому. И напоминают, что в настоящее время авиакомпании, входящие в ассоциацию, эксплуатируют 19 самолетов Superjet 100 (15 — в парке авиакомпании «Ямал» и четыре — авиакомпании «Якутия»).
Источник издания в авиационной отрасли рассказал, что за последние пять лет молнии попадали в самолеты «Аэрофлота» 184 раза, но ни одно из них не приводило к отказу систем. Другой собеседник газеты отметил, что за все время эксплуатации самолетов SSJ 100 «Аэрофлотом» восемь раз был зафиксирован отказ систем самолета во время полета. Девятый случился перед крушением Superjet 100 в Шереметьево.
Представитель Минтранса сообщил газете, что письмо АЭВТ в ведомство пока не поступало. В Росавиации, Минпроме и «Аэрофлоте» не стали отвечать на запрос издания. В Объединенной авиационной компании (ОАК), разработавшей самолет, увидели в письме АЭВТ признаки давления на комиссию по расследованию катастрофы, подчеркнув, что до получения результатов ее работы любые предположения и выводы являются некорректными и непрофессиональными. В ОАК подчеркнули, что надежность и безопасность работы систем, агрегатов и элементов конструкции самолета были подтверждены европейской сертификацией SSJ 100. И напомнили, что самолет успешно прошел 200 испытательных программ и более 1000 испытательных полетов.
Следственный комитет России ранее назвал три основные версии катастрофы в «Шереметьево»: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия. Позднее газета «Коммерсантъ» сообщила со ссылкой на источники, знакомые с итогами совещания под руководством главы СКР Александра Бастрыкина, что главной причиной катастрофы могли стать ошибки пилотов. По их словам, пилоты после отключения автоматики от удара молнии поторопились вернуться в аэропорт и при заходе на посадку с баками, полными неизрасходованного топлива, превысили скорость относительно поверхности земли на 30 км/ч и допустили перелет по взлетно-посадочной полосе более чем на 1 км. Кроме того, могла быть превышена и вертикальная скорость снижения самолета. В результате касание земли оказалось слишком жестким и самолет совершил несколько скачков («дал козла»). При втором ударе о землю стойки шасси пробили топливные баки в крыле самолеты и это спровоцировало пожар.