Законопроект об обязательной фотофиксации техосмотра (ТО) автомобилей принят Госдумой во втором чтении. Документ предусматривает контроль со стороны государства за деятельностью операторов технического осмотра. Диагностические карты, необходимые для приобретения полиса ОСАГО, предлагается оформлять в виде электронного документа с цифровой подписью мастера.
Законопроект направлен на борьбу с теневым рынком диагностических карт. В 2016 году вице-президент Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов говорил, что 80% российских водителей покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Стоимость карты в интернете — 300-500 рублей. Официальное ТО обойдется дороже: до 1099 рублей для легковых автомобилей, в зависимости от региона. Но главное, «серая» карта позволит оформить полис ОСАГО на машину с незарегистрированными конструктивными изменениями или неисправными узлами. Например, с дефектами рулевого управления, тормозной системы, изношенными шинами. Согласно статистике ГИБДД, в 2018 из-за технических неполадок произошло 6221 аварий, в которых погибло 1064 человек.
Согласно новому документу, «в момент проведения технического диагностирования» операторы ТО обязаны будут осуществлять фотофиксацию для доказательства факта работ. Изначальная редакция законопроекта предусматривала еще и видеозапись, которая должна была бы храниться в течение пяти лет, однако ко второму чтению от этой идеи отказались. Требования к снимкам и порядок их хранения будут определены уполномоченными органами исполнительной власти.
Новшеством законопроекта является геолокация — совпадение координат снимка с реальным месторасположением сервисного центра, значащегося в реестре, рассказал Forbes председатель совета Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств Николай Калинин. Простая фотофиксация применяется на линиях контроля сервисных центров с начала 2010 годов, говорит он. Видеосъемка остается на усмотрение оператора, при этом сроки хранения видео не регламентированы.
Новый закон поспособствует «обелению» рынка диагностических карт, полагает Калинин: «Во-первых, должны появиться требования к производственно-технической базе. Раньше был просто перечень оборудования. Появится ограничение пропускной способности. Грубо говоря, одним гаражом в день 2000 автомобилей пропустить будет нельзя».
Однако в проекте закона есть и лазейки, предупреждает эксперт: «Существуют пункты ТО, для которых вводится фиксация и у которых есть адреса. А параллельно допускается использование передвижных станций техосмотра и диагностики». По нашему мнению, Это может использоваться как серая схема, считает Калинин. «Указано, что они должны работать в порядке установленном правительством, так что будем дожидаться подзаконных актов», — заключает он.
Реформа ТО продолжается с 2012 года — тогда полномочия контролировать прохождение техосмотра были изъяты у ГИБДД и переданы страховым компаниям. Основанием послужили многочисленные жалобы водителей на бесконечные очереди и высокий уровень коррупции в пунктах государственного технического осмотра.
По мнению автомобильного эксперта Игоря Моржаретто, новые изменения станут заплаткой для системы, которую давно пора отменить: «Сложно палками загнать водителей в сервисы, если они видят ненужность этой процедуры. И без диагностической карты автомобилист несет полную ответственность за состояние машины, и в случае ДТП это будет учтено. Только 2% аварий происходит из-за технических неисправностей. Если посмотреть на мировой опыт, то, например, в большинстве штатов Северной Америки техосмотр отменен. А если где и сохраняется, как в Германии, то больше в силу традиции».
Схожего мнения придерживается вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров: «Техосмотр давно превратился в профанацию. О чем свидетельствует диагностическая карта? Новые машины должны получать ее раз в три года, потом — в два года и, наконец, ежегодно. Но за этот срок с машиной может случится что угодно, так что карта полностью утратит актуальность».