«Очень много непонятного». Что эксперты говорят о крушении «Суперджета»
Следствие рассматривает различные версии крушения «Суперджета» в Шереметьево, сообщил Следственный комитет, но ни одну из версий не назвал. Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (часть 3 статьи 263 УК).
- Опубликовано видео из горящего салона Superjet 100
- Очевидцы выложили видео посадки горящего «Суперджета» в «Шереметьево»
Что говорят эксперты о версиях
«Если исходить из тех скудных фактов, о которых уже известно, то по заявлению экипажа, самолет поразила молния. А удар молнии может вызвать отказ радио электроники», — рассуждает председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Что именно стало причиной возгорания — пока не известно, отмечает он. По словам Смирнова, от удара молнии могли загореться баки, но этого не произошло, а пожар начался уже после посадки. «Причиной могла стать как грубая посадка, так и поломки в самолете», — полагает эксперт.
«Пожар возникает, когда есть источник повышенной температуры. Самая простая вещь — короткое замыкание в электрооборудовании в двигателях, — говорит исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников. Другим фактором, по его словам, могло стать попадание посторонних предметов в турбины — например, «камня на взлетной полосе». «Та же пресловутая молния случается в реальности очень редко, но, может, и она», — говорит Постников.
Эксперт Avia.ru Владимир Карнозов считает версию попадания молнии в двигатель самолета сомнительной. Во-первых, пояснил он, горит не двигатель, а топливо. И во-вторых, в полете самолеты горят очень быстро из-за мощного притока воздуха, и «если самолет загорелся в полете, то это большая удача, что кого-то удалось спасти». Тем не менее эксперт признал, что в целом электрические разряды недостаточно изучены. «Молнии попадают в самолеты несколько раз в год, и последствия могут быть разными, зависит от типа разряда», — пояснил Карнозов.
В данной ситуации «очень много непонятного», сказал РИА Новости авиаэксперт Вадим Лукашевич. По его словам, версия с молнией как причиной возгорания сомнительна. «Самолеты летают в грозовых фронтах и за один полет могут «собрать» несколько молний. Нормальный самолет этого даже не заметит, — говорит он. — У всех имеется система слива статического электричества. Да, возможен выход из строя каких-то приборов, но это не катастрофа. Говорят о возгорании двигателя из-за попадания молнии. Почему двигатель от этого должен загореться? Есть система пожаротушения двигателя, она должна была сработать». По его словам, пожар мог возникнуть, когда при посадке стойки шасси пробили баки с горючим. «На видео, опубликованном в интернете, видно, что идет течь топлива. Здесь может быть пробой баков. При жесткой посадке стойки пробили баки, возникла течь, и топливо попало в горячую струю выхлопа двигателя. Оно загорелось», — сказал Лукашевич.
Самолет садился с превышением посадочной массы, с полными баками, отметил источник Forbes в авиационных кругах. «Из-за этого и козление [т. е. самолет «подпрыгивал», отрывая колеса от полосы], и как следствие — пожар», — пояснил он. Но почему экипаж пошел на такой риск? «Говорят, что был полный отказ автоматики самолета. По сути, они перешли на механическое управление при отказе всей электроники — это если упрощенно говорить», — рассказал собеседник Forbes.
После попадания молнии в самолет экипаж утратил связь с диспетчерами, затем отказала вся автоматика, сообщил «Интерфаксу» источник. По его словам, совершать маневры над Москвой, вырабатывая топливо, было опасно, поэтому экипаж решил сажать самолет с полными баками. «Экипаж не стал вырабатывать топливо, самолет пошел на посадку с превышением посадочной массы и большим перелетом порядка 1400 метров. В результате посадка произошла на середину полосы. Стойка шасси разрушилась, ее элементы, возможно, попали в двигатель, который загорелся», — рассказал источник.
«Никаких версий у нас пока нет», — сказал Forbes Андрей Муравьев, пресс-секретарь производителя «Суперджетов» — компании «Гражданские самолеты Сухого». В «Аэрофлоте» о причинах ЧП пока также не говорят. В сообщении авиакомпании указывается, что у самолета после посадки загорелись двигатели. В аэропорт борт вернулся «по технической причине», которую перевозчик не называет.
Что ждет «Суперджет»
ЧП в Шереметьево стало крупнейшим инцидентом с «Суперджет 100» c 2012 года, когда при крушении в Индонезии погибли 45 человек, напоминает авиационный эксперт «Инфомоста» Борис Рыбак. «Проект трудно идет, но случившееся для него — не катастрофа, и правительство настроено довести проект до конца», — считает он. Крушение безусловно станет имиджевой потерей для производителя «Суперджетов», но не катастрофой, согласен Смирнов из Общественного совета Ространснадзора.
Дальнейшая судьба проекта «Суперджет 100» будет зависеть от официальных выводов о причинах аварии, говорит Постников. «Но, конечно», такое ЧП ударит по имиджу», — уверен эксперт.
Если будет доказано, что причиной ЧП стало природное явление, то на продажи самолета оно в целом влияния не окажет, отмечает Карнозов. Другое дело, если причиной стал технический дефект. «Даже если бы не было жертв, такие случаи сразу вызывают внимание потенциальных заказчиков», — пояснил он.
В Росавиации заявили, что говорить о возможном запрете полетов самолетов «Сухой Суперджет 100» преждевременно. «Коммерсантъ» пишет, что при наличии оснований решение о приостановке полетов может быть принято уже 6 мая.
«Суперджет 100» — первый самолет, созданный в России после распада СССР. В настоящее время в эксплуатации находятся 139 самолетов. 106 из них — в России, 33 — за рубежом (в Мексике, Таиланде и Казахстане).