Об успехе написана куча глупостей. Они упираются в рационалистическую психологию, полезную для самих психологов и для совсем уж отчаявшихся людей. Но успех не имеет никакого отношения к рационализму.
Успех — это любовное отношение к жизни, при котором жизнь отвечает взаимностью. Это интимная связь, построенная на тайне.
Есть вещи, которые человек может сделать самостоятельно: например, похудеть или добиться незначительного повышения по службе. Это целиком человеческие достижения. Но есть несколько направлений, где роль человека несколько преувеличена. Не он этими направлениями управляет. Он включен в эти сферы на правах участника, но не генератора.
Первым таким направлениям является талант. Ты можешь хоть удавиться, но если ты не одарен Богом, природой, Провидением, если на тебе нет печати святого духа, то у тебя ничего не получится ни в литературе, ни в музыке, ни в рисовании.
Идея о равенстве людей — совершенно демагогическое понятие. Она сослужила полезную службу в эпоху демократических революций, но затем стала тормозом разума.
Я считаю, что человеческая культура в своих проявлениях представляет собой борьбу с энтропией. Но среди людей есть как те, кто сопротивляется энтропии, так и те, кто ею являются. Это не значит, что людей, представляющих собой энтропию, нужно подвергать обструкции. Энтропия — тоже часть человеческого проекта, но цели таланта и бездарности не являются тождественными друг другу.
Вторым направлением метафизического пути человека является успех. Личность человека, которого можно считать успешным, наполняется самостоятельным содержанием. Он сложнее подвергается замене, чем обычный человек. Но в понятие успеха несомненно входит идея удачи — совершенно нематериального явления. Таланта нельзя добиться. А успеха — можно, но если нет удачи, нет и успеха.
Мне порой вспоминаются слова одного из наших больших олигархов, что ему с детства деньги липли к рукам. В этом нет никакой его заслуги. Это подарок, которым нужно было правильно распорядиться. И олигарх распорядился (а мог ведь и просрать).
Любовь — важнейшее метафизическое направление, очень плохо изученное. Как такое может быть, что большинство людей заболевает любовью в определенный момент, причем зачастую взаимной, почти независимо от их желания (а потом наступает жуткое похмелье). Почему так много рек и морей любви и, с другой стороны, почему так много любовных подстав?
Наконец, секс. Казалось бы, чистая физиология. Но люди, которые находятся в этой теме, прекрасно понимают метафизичность секса, который существует и совместно с любовью, и отдельно от нее. Секс — тоже метафизический подарок. Если ты олигарх и у тебя есть все возможности постоянно менять девчонок, ты знаешь, что найти истинного сексуального партнера не менее сложно, чем порою жену.
Я обращаюсь к моему сегодняшнему герою — Борису Немцову. Он для меня модель успешного человека. Он вступил с жизнью в любовную связь, она ответила ему взаимностью, и, может быть, он был одним из самых живых людей, которых я знал в жизни.
Человек успеха превращает случайную человеческую жизнь в судьбу. Судьба гудит, как гудят провода высокого напряжения. Успех совершенно не предполагает кантианского представления о моральном императиве. Многие успешные люди служат энтропии — это имитаторы жизненного успеха, какие-то высоко забравшиеся чиновники или политики. На их лицах нет жизни. На лице Бориса она цвела.
Он был роскошно одарен. Талант крупного руководителя с потенциалом могучего сейфа, успех мирового уровня, вплоть до названия улиц по разным странам, любовь семейная и внесемейная, секс — мама дорогая, сколько хочешь!
Жизнь его оборвалась беспощадно, трагически. Жертвой энтропии стали его убийцы. Но судьба Бориса не оборвется никогда. Счастливая судьба Немцова ушла в вечность.