Большинство россиян не верят в возможность честно вести бизнес
Большинство граждан России продолжают не верить в возможность ведения честного бизнеса в стране, при этом их отношение к предпринимателям за последние двенадцать лет улучшилось. Это следует из данных опроса «ВЦИОМ-Спутник», о которых сообщило в среду, 20 февраля, РБК.
На вопрос «Можно ли сегодня в России вести честный бизнес, ничего не скрывая и никого не обманывая» 62% опрошенных ответили отрицательно. Два года так считали 56% опрошенных, а в 2007 году — 69%. Сохраняют веру в честный российский бизнес только 34% опрошенных (2007 году таковых было около 21%, в 2017 году — 41%).
За последнее десятилетие мнение граждан о предпринимателях постепенно улучшалось. В 2009 году положительно относились к ним 79% опрошенных, в 2019 году — 89% (лишь 6% опрошенных сегодня отрицательно воспринимают предпринимателей, в 2019 году — 13%). Тем не менее за последние два года положительный имидж предпринимателей в глазах россиян несколько померк: в 2017 году «хорошо» и «скорее хорошо» к ним относились 90% лиц, принявших участие в опросе.
По данным ВЦИОМ, предпринимательская активность в России растет. В 1991 году свой бизнес был у 2% опрошенных, в 2013 году — у 5%, в 2019 году — у 10%. Начать свое дело сегодня хотели бы 25% респондентов (в 1991 году — 29%, в 2017 году — 22%). Не желали бы этого 63% опрошенных (в 1991 году таковых было 49%, два года назад — 68%). Чаще всего горят желанием начать свой бизнес граждане в возрасте от 45 до 59 лет, имеющие высшее образование и проживающие в Москве и Санкт-Петербурге.
Основными препятствиями для открытия своего дела, по мнению участников опроса, являются высокие налоги, бюрократия и общие финансовые затраты. Кроме того, началу своего дела мешают коррупция, административные барьеры и отсутствие поддержки со стороны властей.
По данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике в 2017 году составляла 21,9%. В планах правительства, изложенных в нацпроекте по развитию малого и среднего предпринимательства, — за пять лет (к 2024 году) увеличить вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны до 32,5%.