Cписок причастных к отравлению Скрипалей «офицеров ГРУ» может вырасти до пяти
От трех до пяти
Полиция Великобритании считает, что к попытке отравления бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в марте 2018 года причастны пять граждан России. О том, что в «деле Скрипалей» замешаны помимо действующих «сотрудников ГРУ» Анатолия Чепиги и Александра Мишкина еще три россиянина, сообщили в четверг, 7 февраля, британские СМИ.
Сначала газета The Daily Telegraph рассказала, что обвинение может быть предъявлено третьему фигуранту дела об отравлении в английском городе Солсбери, имя которого Сергей Федотов. Позднее газета Daily Mail сообщила, ссылаясь на источники в британских спецслужбах, что полиция готовится в течение нескольких недель предоставить доказательства о причастности к предполагаемому отравлению Скрипалей еще двух россиян, роль которых в деле «гораздо меньше».
По информации британских СМИ, россиянин по имени Сергей Федотов прибыл в Великобританию в тот же день, что и главные фигуранты дела с вымышленными именами Александр Петров и Руслан Боширов (их настоящие имена Анатолий Чепига и Александр Мишкин, считают в Лондоне). Он якобы также использовал не настоящее имя и в реальности является офицером военной разведки России.
Федотов не попал в поле зрения камер видеонаблюдения в Солсбери (графство Уилтшир), где проживали Скрипали. Тем на менее он мог, по мнению The Daily Telegraph, вести слежку за Скрипалями, ввезти отравляющее вещество в Великобританию и быть руководителем всей операции на территории страны.
Болгарский след
Еще в октябре 2018 года «Фонтанка» сообщила, что Великобритания готова объявить 45-летнего Федотова соучастником Петрова и Боширова, так как он идеально подходит под концепцию «отравителей из ГРУ». 7 февраля 2019 года Bellingcat и The Insider (эти издания первыми проинформировали, что под именем Петрова может скрываться подполковник ГРУ Анатолий Чепига, а под именем Боширова — военврач ГРУ Александр Мишкин) рассказали, что 45-летний Сергей Федотов является офицером ГРУ (документы на это имя ему были выданы в 2010 году).
По данным изданий, Федотов может быть причастен не только к «делу Скрипалей», но и к попытке отравления в 2015 году в Софии болгарского предпринимателя Емельяна Гебрева, его сына и одного из руководителей его компании. В апреле 2015 года Федотов прибыл на болгарский курорт Бургас. Несколько дней спустя в Болгарии Гебрев был срочно госпитализирован после того, как потерял сознание на приеме, который он организовал в Софии. В больницу с признаками отравления попали также его сын и один из подчиненных. Все они остались живы. Анализы мочи показали, что причиной отравления стали яды из группы органофосфатов (яд «Новичок», которым в 2018 году могли быть отравлены Скрипали, также является фосфороорганическим соединением). Один из этих ядов был определен как сильный пестицид. Формулу другого не удалось точно установить стандартными методами.
В тот же день, когда был госпитализирован Гебрев, Федотов возвратился в Москву, хотя изначально должен был пробыть в Болгарии еще два дня, свидетельствуют данные забронированных на его имя авиабилетов. В мае 2015 года Гебрев вновь был госпитализирован. И снова это совпало с нахождением Федотова в Болгарии.
Зачем офицеры ГРУ «охотились» на Гебрева, издания не знают. Сам Гебрев, компания которого является одной из ведущих по производству и экспорту вооружений, понятия не имеет, кто и зачем мог пытаться его убить. Он рассказал болгарским СМИ, что, возможно, это связано с тем, что он экспортирует вооружения на Украину, или российским интересом к пороховому заводу, который имеет стратегическое значение для Болгарии и НАТО. Расследование отравления, проведенное болгарскими правоохранительными органами, не выявило подозреваемых.
Посольство России назвало новые разоблачения «российских агентов» в СМИ Великобритании вбросом британских спецслужб. Пресс-секретарь дипмиссии обратил внимание на то, что первые сообщения о том, что вместе с Бошировым и Петровым в Великобританию в марте 2018 года прилетал и некий Сергей Федотов, появились в британских СМИ 10 октября прошлого года. И лишь в феврале 2019 года было «установлено», что он из Великобритании так и не улетел. «Если для выяснения такой детали британскому следствию потребовалось четыре месяца, не приходится удивляться, почему в целом расследование инцидента в Солсбери продвигается столь медленно и нетранспарентно», — сказал дипломат (цитата по ТАСС).
Он отметил, что очередной информационный вброс британских спецслужб позволяет регулярно напоминать публике о «применении Россией химического оружия», отвлекая ее внимание от проблем с Brexit.