Прочь с дороги. К чему приведет ограничение на въезд неэкологичных машин в Москву
Столичным автовладельцам пора задуматься об избавлении от своих устаревших машин — в Москве могут появиться улицы с ограничением по экологическому классу. Это означает, что если вы управляете машиной с экологическим классом «Евро-0», а на знаке указано, что здесь могут передвигаться только автомобили классом не ниже «Евро-2», то дальнейший проезд вам запрещен. Проигнорируете знак — получите штраф, который выпишет камера автоматической фиксации нарушений.
Думаете, это теоретизирование? Вовсе нет: власти давно готовились к этому шагу, и соответствующее положение уже содержится в Правилах дорожного движения (ПДД). Как это часто бывает, водители не отреагировали и почти сразу забыли о постановлении правительства от 12 июля 2017 года под номером 832 — ведь сиюминутных последствий оно не несло, а наперед думают немногие. Вышло прямо как в пословице про грянувший гром.
Это постановление содержит ряд важных моментов: во-первых, с 1 июля 2018 года в ПДД вводился специальный знак 5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Это место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение механических транспортных средств, экологический класс которых, значащийся в регистрационных документах, ниже экологического класса, указанного на знаке.
Во-вторых, установлена дата, после которой по таким дорогам не смогут ездить автомобили, у которых в ПТС экологический класс не указан, — это 1 июля 2021 года. Аналогичный знак, распространяющийся на грузовые машины, тоже уже прописан в ПДД — 5.36.
Уже сейчас у региональных властей есть полномочия запрещать проезд автомобилей, чей экологический класс не соответствует установленному знаку. Поскольку алгоритм проверки характеристик автомобиля прост — технические данные содержатся в базах ГИБДД, то администрирование будет производиться с помощью камер фиксации нарушений.
Интригующий вопрос — каким будет размер взыскания? В настоящее время за нарушение требований знака 5.35 отдельного штрафа не предусмотрено. Но водителя могут «нахлобучить» по статье 12.16.1 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», это обойдется в 500 рублей. Учитывая тенденцию к увеличению столичных штрафов — так, с начала года штраф за неоплату парковки вырос с 2500 до 5000 рублей, — можно предположить, что «цена» знака 5.35 тоже будет высокой.
Зон с экологическим ограничением в Москве предполагается устроить три. Первая — от МКАД до Третьего транспортного кольца, вторая — от ТТК до Садового кольца, третья будет занимать всю территорию внутри Садового кольца. Внутрь МКАД, предположительно, будет запрещен въезд всем автомобилям ниже «Евро-2». Внутрь ТТК смогут проехать только машины «Евро-3» и выше, а в центральную часть города будет разрешено въезжать только «Евро-4» и выше.
Отметим, что штраф будет выписываться за нарушение требований каждого знака. Чем это не платный въезд, обсуждение которого всякий раз вызывает бурю общественного возмущения? Средний возраст автомобиля в России приближается к 14 годам. Хотите въехать в Москву — платите экологический сбор.
Под ударом окажутся не только «замкадные» жители, но и москвичи. Средний возраст автомобиля в столице — 10,3 года. У меня в соседях двое пенсионеров, каждому из которых уже за 70 лет. Оба имеют в собственности автомобили ВАЗ 2106. Пенсия не превышает 20 000 рублей, чего еле хватает на еду и оплату услуг ЖКХ. Периодически они ездят на своих машинах по каким-то делам.
Очевидно, что после ввода экологического запрета они будут вынуждены продать свои автомобили, если, конечно, найдется покупатель. Как моим соседям жить дальше, непонятно, потому что даже самый простой автомобиль с экологическим классом «Евро-4» стоит чуть ли не на порядок дороже той техники, которая у них есть сейчас и за которой они заботливо ухаживают чуть ли не каждый день.
Учитывая наличие «грузового» знака 5.36, ограничения затронут не только частников, но и бизнес — это станет еще одним звоночком для предпринимателей. Представьте, сколько людей, занятых в грузоперевозках, используют экологически устаревшую технику. Вчера вы купили подержанного «японца» или «европейца», а завтра ваш грузовик окажется под запретом. Или, если хотите, платите экологический сбор.
Если же у вас новый дорогой автомобиль, то вот хорошие новости: убрав с дорог «лишних», мэрия Москвы наверняка победит пробки. Согласно оценкам, падение трафика в городе после появления экологического запрета может составить до 25%, что приведет к резкому снижению интенсивности заторов. Через какое-то время, конечно, пробки вернутся, но и о временной победе можно эффектно отчитаться.