В Москве прошли переговоры президентов России и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко. В течение всего месяца белорусский руководитель вел заочную полемику со своим российским коллегой, подогревая интерес к встрече. Для разрешения всех спорных вопросов стороны договорились встретиться еще раз до конца года.
В российско-белорусских отношениях наступает момент истины
Александр Лукашенко де-факто начал свою предвыборную кампанию. В будущем году в Беларуси ожидается открытие атомной электростанции, проведение II Европейских игр и ряд других мероприятий, которые являются хорошими пиар-поводами. На пути к 6-му президентскому сроку Лукашенко неожиданно стала Москва, которая предложила более прагматичный подход в вопросах интеграции и отказалась удовлетворять новые финансовые запросы официального Минска. В знак протеста белорусская сторона отложила подписание соглашения о взаимном признании виз, имеющего важное значение для двух стран.
Все предыдущие конфликты в нефтегазовой сфере заканчивались в пользу Минска. Лукашенко получал практически все, что хотел. В этот раз у Кремля развязаны руки.
Беларусь просит снизить цену на газ со $130 за 1 тысячу кубических метров до $70, как в Смоленской области. Доводы Москвы, что «в России применяется сложная модель перекрестного субсидирования» вполне обоснованы. Важно отметить, что дешевые энергоресурсы не спасают экономики Венесуэлы и Туркменистана от кризиса. Совершенно неочевидно, почему российское правительство должно компенсировать Беларуси выпадающий доход от налогового маневра в нефтяном секторе. Данная реформа носит исключительно внутренний характер и направлена на модернизацию российских НПЗ. Белорусские власти не спешат реформировать экономику, а планируют и дальше выезжать за счет Москвы.
Лукашенко рассматривает интеграционные проекты с Россией исключительно через призму удержания личной власти. Беларусь в последние годы проводит политическую линию, подчас прямо противоречащую интересам союзника. Отказ от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, контрабанда продовольствия из стран ЕС, регулярные нефтегазовые конфликты вносят раздор будущее российско-белорусских отношений.
Лукашенко сознательно вступает в заочную полемику с российским президентом, рассчитывая успокоить номенклатуру и демонстрируя населению и Западу, что он, как главный хозяин в доме, способен решать любые вопросы в Кремле.
Об угрозах независимости Беларуси
В последнее время Лукашенко и его окружение сознательно вбрасывают информацию о планах Кремля лишить Беларусь независимости. Для этого необходимо как минимум провести в Беларуси референдум и изменить Конституцию. Республика сегодня признана большинством стран мира и вхождение в состав России вызовет грандиозный скандал, санкции, поэтому только безумцы могут пойти на лишение страны суверенитета.
Вновь поднимая вопрос об угрозе независимости, белорусский руководитель пытается встряхнуть номенклатуру, получить финансовую и политическую помощь на Западе и поднять ставки в переговорах с Москвой. Делая такие громкие заявления Лукашенко поставил знак равенства между своей властью и независимостью Беларуси.
Россия — крупнейший инвестор, кредитор и главный рынок сбыта для белорусской продукции. Участие в Евразийском экономическом союзе вносит важный вклад в укрепление суверенитета и независимости его членов, в том числе Беларуси.
Отмечу, что и в России немало реваншистов, желающих возродить границы былой империи. В Беларуси выросло поколение людей, которые никогда не жили в одном государстве с Россией, и очевидно, что желания некоторых политиков присоединить Беларусь вызовет неоднозначную реакцию в обществе как внутри страны, так и за рубежом. Информационные вбросы о планах России присоединить Беларусь выгодны только тем, кто желает разрушить двусторонние отношения.
Будущее российско-белорусских отношений
Россия подняла вопрос о необходимости вернутся к реализации положений договора «О создании Союзного государства России и Беларуси». Маловероятно, что стороны смогут договориться о принятии Конституционного акта, а без него Союзное государство представляет собой мифический проект. Белорусское руководство не заинтересовано в качественном изменении функционирования проекта, потому что это удобный предлог чтобы выкачивать из России финансовые преференции, прикрываясь разговорами о союзничестве.
Белорусские власти через отдельных экспертов и главных редакторов некоторых российских СМИ занимается лоббированием своих интересов в Москве. Есть и попытки белорусского правительства оттеснять в России позиции и мнения экспертов, которые расходятся с позицией официального Минска. Совершенно неэффективно и бессмысленно расходуются средства на малоизвестные широкой публике союзные СМИ, которые лишь дополняют белорусские республиканские, а из-за отсутствия доверительной дискуссии по российско-белорусским отношениям проблемы лишь накапливаются.
Важно посмотреть на перспективу российско-белорусских отношений до 2030-2040 года. Среди белорусского населения, особенно в молодежной среде, формируется негативное отношение к России, в первую очередь из-за поддержки авторитарного режима Лукашенко. Страна застряла где-то в 80-х годах. Сегодня Россия отнюдь не притягательна для молодежи. Чрезвычайно важным мог бы стать проект поддержки гражданских инициатив двух стран, запуск ряда проектов по студенческим и академическим обменам. В спорах и жарких дискуссиях можно прозевать будущее двусторонних отношений. Политикам не стоит об этом забывать.
Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции