К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Брэд Питт и паразиты: кто получит главные статуэтки «Оскара» в 2020 году

Брэд Питт и паразиты: кто получит главные статуэтки «Оскара» в 2020 году
Совсем скоро станет известно, кому члены Американской киноакадемии решили раздать оскаровские статуэтки, самую престижную кинонаграду мира. О фаворитах в борьбе за главную номинацию — «Лучший фильм» — и возможных сенсациях предстоящей премии рассказывает кинокритик Юрий Гладильщиков

Примерно в пять утра по московскому времени в ночь с ближайшего воскресенья на понедельник Голливуд намерен изумить мир церемонией «Оскара». Столь рано оскаровское шоу давно не проводилось. В последние десятилетия его устраивали в марте, в последние годы — в конце февраля. Видимо, интересы бизнеса потребовали от Голливуда поскорее допиарить триумфаторов уходящего сезона и сориентировать публику на новые фильмы, походы в кино и траты.

Букмекеры принимают ставки на то, кто именно станет оскаровским лауреатом. Большинство зрителей и даже киноэкспертов тычут в своих пророчествах пальцем в небо. Ориентируются прежде всего на результаты «Золотого глобуса». На российских телеканалах его упорно именуют генеральной репетицией «Оскара». Ничего нелепее заявить нельзя. Хотя бы потому, что у «Оскара» и «Глобуса» почти нет одинаковых номинаций, особенно в самых интересных для зрителей категориях.

Рассмотрим шансы девяти картин, претендующих на главную статуэтку — за лучший фильм 2019-го. В нашей галерее номинанты на «Оскары» за лучший фильм и режиссуру расположены в порядке от наименее к наиболее перспективным, а на последнем слайде приводятся самые вероятные победители по восьми основным категориям.

 
«Ford против Ferrari»
20th Century Fox Film Corporation

«Ford против Ferrari»

Ford v Ferrari, США — Франция, режиссер Джеймс Мэнголд

4 номинации: лучшие фильм года, монтаж, звук и монтаж звуковых эффектов.

Самые престижные награды до «Оскара»: Премия британской кинотелеакадемии BAFTA — второй по влиятельности в англоязычном мире после оскаровской (за лучший монтаж). На основном киноманском сайте мира www.imdb.com фильм по коллективной оценке пользователей занимает 159-е место в списке 250 лучших киноработ всех времен.

Сюжет и краткая оценка. В 1960-е Ford при всей его капитализации и, казалось бы, вечном конвейере обретает репутацию компании для середняков. Ее новый глава Генри Форд II с завистью смотрит на итальянскую Ferrari — чуть ли не деревенский завод, за год собирающий меньше машин, чем Ford за день, но имеющий гламурный имидж. В том числе и потому, что спорткары Ferrari побеждают в престижной, проходящей во Франции кольцевой автогонке на выносливость «24 часа Ле-Мана». Ford пытается купить Ferrari, а когда получает оскорбительный отказ, решает вложиться в собственный суперкар. За его разработку берутся автогении Кэрролл Шелби (единственный американец, прежде выигрывавший гонку в Ле-Мане) и Кен Майлз. Обе фигуры — реальные. Их главные враги — тупые бюрократы и пиарщики-перестраховщики Ford. Героев изображают Мэтт Деймон и Кристиан Бейл. Оба пролетели мимо актерского «Оскара». Слабым утешением может быть то, что у Бейла такой уже есть, а Деймон в юности получил дядюшку «Оскара» за лучший сценарий — на пару с Беном Аффлеком.

Шансы. Статуэтку за лучшую киноработу года редко получает фильм, который одновременно не номинирован на «Оскар» за лучшую режиссуру. Между тем на главный «Оскар» сейчас претендуют девять картин (по недавно введенным правилам претендентов на «Оскар» года может быть от пяти до десяти), а вот на приз за режиссуру по традиции лишь пять. Поэтому все картины, не отмеченные номинацией за режиссуру, мы отбрасываем в конец нашего списка фаворитов. Исключения, конечно, бывают. Недавно главный «Оскар» выиграла не имевшая номинацию на статуэтку за режиссуру «Операция «Арго», в прошлом году — оказавшаяся в подобной же ситуации «Зеленая книга». Но у этих двух фильмов была более мощная, чем у достойного Ford v Ferrari, призовая история.

«Кролик Джоджо»
Czech Anglo Productions

«Кролик Джоджо»

Jojo Rabbit, Чехия — Новая Зеландия — США, режиссер Тайка Вайтити. В России фильм не выходил.

6 номинаций: лучшие фильм года, актриса второго плана — Скарлетт Йоханссон, сценарий на основе опубликованного произведения — сам Тайка Вайтити, работы художника, художника по костюмам и монтажера.

Самые престижные награды до «Оскара»: BAFTA и значимый для «Оскара» приз Гильдии сценаристов за лучший адаптированный сценарий. Кроме того, главный приз — зрительских симпатий — на осеннем фестивале в Торонто, считающемся первым этапом оскаровской гонки.

Сюжет и краткая оценка. В конце Второй мировой 10-летний немецкий мальчик становится аутсайдером в Гитлерюгенде, хотя фанатеет от Гитлера и воображает его своим другом. Клоунского Гитлера из фантазий, весьма трусоватого, изображает сам режиссер фильма Тайка Вайтити — новозеландец с невероятными корнями. Его папа из маори – новозеландских аборигенов, а мама – из евреев-ашкеназов. Мать главного героя-мальчика — антифашистка, участница подполья и прячет в тайной комнатке девушку-еврейку. Мать играет Скарлетт Йоханссон – и столь красивой Скарлетт в кино давно не было. Во время просмотра этой абсурдистской трагикомедии вспоминаешь наш смешной «Гитлер капут!». А также немецкую сатиру «Мой фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Гитлере». Фильмы американца Уэса Андерсона. И классический немецкий «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа, который тоже о немецком мальчике, который с приходом к власти нацистов перестал расти и взрослеть. Каждые кадр и эпизод из «Кролика» — законченная картина или клип. Шуточки из него указывают на еще один источник – ленты Вуди Аллена. При всех хохмах фильм серьезный. Он об изуродованном детстве. О том, как изничтожает его идеологизированное общество. В частности, заражая клиническим антисемитизмом.

Шансы. У фильма всего один, зато железный шанс на получение «Оскара», причем из числа престижных: за уже упомянутый сценарий на основе другого сочинения.

«Маленькие женщины»
Columbia Pictures Corporation

«Маленькие женщины»

Little Women, США, режиссер Грета Гервиг

6 номинаций: лучшие фильм, женские роли — главная и второго плана (соответственно, Сирша Ронан и Флоренс Пью), сценарий (сама Грета Гервиг), работа художника по костюмам и композитора (француз Александр Деспла, у которого уже два «Оскара» и еще девять номинаций на него).

Самые престижные награды до «Оскара». BAFTA за труд костюмера, множество призов американских сообществ кинокритиков.

Сюжет и краткая оценка. Новая экранизация классического американского романа XIX века, сочиненного Луизой Мэй Олкотт. Он о судьбах четырех сестер в период Гражданской войны в США. Действие происходит в женском царстве, мужчины в нем - на вторых ролях. «Маленькие женщины» — картина о подлинном сестринстве. Поэтому, конечно, тут много близких для всякого нормального мужчины феминистских идей. В конечном счете фильм Гервиг о том, легко ли быть молодой.

Шансы. Впервые в истории «Оскара» за звание лучшей картины года соревнуются фильмы мужа и жены: в данном случае Греты Гервиг и Ноа Баумбаха, о работе которого – чуть ниже. Конечно, был и более крутой случай, когда фильмы супругов (пусть на тот момент уже бывших) напрямую сражались не за 7-8-ю позиции, а за главные статуэтки: за лучшие фильм и режиссуру. И «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу одолел «Аватар» Джеймса Кэмерона. Тогда многие сочли это нелепым — но сочли лишь те, кто не понимает логику «Оскара», который всегда стремился доказать, что искусство и актуальность для него столь же важны, как и коммерция. «Маленькие женщины» получат что-то второстепенное. Во-первых, потому, что фильм Гервиг уже второй раз выдвигается на «Оскары» — ее «Леди Бёрд» был номинирован в прошлом году на пять статуэток, в том числе за лучшие фильм и режиссуру. А во-вторых, хотя нынешний «Оскар» и гордится тем, что треть его номинантов — представители нового сильного пола (женщины), Грета Гервиг — единственная женщина, чей фильм выдвинут на звание лучшего.

«Брачная история»
Netflix

«Брачная история»

Marriage Story, Великобритания — США, режиссер Ноа Баумбах. В России фильм не выходил.

6 номинаций: лучшие фильм, женская — Скарлетт Йоханссон — и мужская — Адам Драйвер — роли, женская роль второго плана — Лора Дёрн, сценарий (сам Баумбах, который в этой номинации также соперничает со своей супругой Гретой Гервиг) и музыка к фильму (у композитора Рэнди Ньюмана уже два «Оскара» и еще четырнадцать номинаций на него).

Самые престижные награды до «Оскара». Ряд призов, прежде всего актерам — в основном Адаму Драйверу и Лоре Дёрн, получившей BAFTA и значимый для «Оскара» приз Гильдии актеров Голливуда. Фильм — № 231 в истории кино на IMDB.

Сюжет и краткая оценка. Современная версия, отчасти ремейк оскаровского суперхита 1979 года «Крамер против Крамера» с Мерил Стрип и Дастином Хоффманом. «Брачная история» — тоже о разводе. Причем в творческой семье: талантливого театрального небродвейского режиссера и его жены — любимой актрисы. Как и в «Крамерах», она вдруг решает, будто увлеченный работой муж о ней не думает. Поскольку они, очевидно, продолжают любить друг друга, уж он ее — точно, то решают разойтись миром. Без финансовых претензий и борьбы за малолетнего сына. Но вмешательство циников-адвокатов приводит к тому, что они затевают склоку и начинают ненавидеть один другого — причем за то, за что прежде любили. Это не драма — трагикомедия, в которой лично мне жаль прежде всего мужика.

Шансы. Ни Адам Драйвер, ни Скарлетт Йоханссон, очевидно, статуэток не получат. Хотя они едва ли не лучшие актеры среднего поколения, их роли – бенефисные, а у Скарлетт на сей раз сразу две оскаровские номинации — удивительно, но они первые в ее успешной карьере. На всех главных этапах оскаровской гонки их обходили Хоакин Феникс из «Джокера» и Рене Зелльвегер из «Джуди»: эта картина, в которой она сыграла звезду золотого века Голливуда певицу и актрису Джуди Гарленд, на основные «Оскары» не выдвинута. Зато актерский «Оскар», скорее всего, достанется Лоре Дёрн за роль прожженной адвокатши. Роль — нормальная, не шедевр, но большинство представителей предоскаровских премий она отчего-то привела в экстаз. Впрочем, в Голливуде любят, когда адвокатов выставляют негодяями. И когда они говорят в фильмах, сколько долларов берут за час своих услуг.

Коммерческий факт. В этом году лидерами по количеству оскаровских номинаций впервые стали выходящие лишь в ограниченный прокат картины онлайн-сервиса Netflix, которые еще недавно киноиндустрия старалась игнорировать (на Каннском фестивале их освистывали). У Netflix — 24 оскаровских номинации. У занявшего 2-е место «Диснея» — 23. У Sony — 20. У Warner (4-я позиция) — всего 12. Больше всего номинаций Netflix принесли «Брачная история» (6) и «Ирландец (10).

«Паразиты»
Barunson E&A

«Паразиты»

Parasite/Gisaengchung, Южная Корея, режиссер Пон Чжун-Хо

6 номинаций: лучшие фильм, режиссура, оригинальный сценарий, иностранная картина, работы художника и монтажера.

Самые престижные награды до «Оскара». Главный приз Каннского кинофестиваля — Palm d'Or. BAFTA за лучшие сценарий и неанглоязычный фильм (отметим, что «Оскар» поменял в этом году название для награды за достижения в чужом кино — прежде статуэтку тоже вручали за лучшую неанглоязычную ленту, теперь это приз за лучшую иностранную). Главный приз сверхавторитетной гильдии американских актеров за лучший актерский ансамбль, что по параметрам этой гильдии означает: главный фильм года.

Сюжет и краткая оценка. Семья из четырех человек: пожилые отец и мать, их молодые сын и дочь — обитает в полуподвальной квартирке. Все – талантливы. Они все жулики – но от нищеты. Постепенно, получив случайное предложение послужить в доме буржуа, овладевают и хозяевами, и их домом. Фильм – о Берлинской стене, разделяющей разные классы корейского общества. В итоге во время праздника происходит социальный взрыв, оборачивающийся кровавой баней. «Паразиты» — предупреждение всем богатым мира. Тут все в той или иной степени паразиты. При этом сам фильм — легкий и смешной.

Шансы. Переходим к пяти основным фаворитам оскаровской гонки, номинированным и на статуэтку за лучший фильм, и на награду за режиссуру. И первый же претендент — необычен. Голливуд редко номинирует на «Оскары» за лучший фильм и режиссуру фильмы иноязычных постановщиков. Но в данном случае речь о реальной сенсации. Ведь если брать громкие примеры из недавнего прошлого – «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» уроженца Тайваня Энга Ли или прошлогоднюю «Рому» мексиканца Альфонсо Куарона, то речь шла о режиссерах, которые давно являются стопроцентно голливудскими, хапали «Оскары», но вдруг решили продемонстрировать свою национальную идентичность, сняв картины на родных языках. А кто такой для «Оскара» Пон Чжун-Хо? Да никто. Поэтому если именно этот фильм получит вдруг две заслуженные им статуэтки (за лучшие сценарий и иностранный фильм 2019-го) – это станет оскаровским прорывом. Жаль, что при этом в споре за лучший иностранный фильм «Паразиты» стопроцентно одолеют «Боль и славу» испанца Педро Альмодовара. У великого Альмодовара есть, конечно, «Оскар» — за сценарий картины «Поговори с ней». Но реального «Оскара» — за режиссуру — ему, похоже, уже не дождаться.

«Ирландец»
Sikelia Productions

«Ирландец»

The Irishman, США, режиссер Мартин Скорсезе

10 номинаций: лучшие фильм, режиссура, две мужские роли второго плана (Аль Пачино и Джо Пеши — Де Ниро за лучшую мужскую роль при этом не номинировали: ему вручат «почетный «Оскар»), адаптированный сценарий, работы оператора, художника, художника по костюмам, монтажера и мастеров по визуальным эффектам.

Самые престижные награды до «Оскара». При огромном количестве номинаций везде в основном пролеты, что даже пугает.

Сюжет и краткая оценка. Эпическая драма классика Мартина Скорсезе «Ирландец» сделана для лидера нынешнего оскаровского состязания — интернет-платформы Netflix. Любители Скорсезе, у которого итальянская кровь, знают, что при всем разнообразии его картин одна тема звучит у него регулярно: судьба итальянской мафии в Америке. Но, видимо, мэтру хотелось подвести итоги. Так и появился «Ирландец» длиной в три с половиной часа. Скорсезе сделал свой самый грандиозный фильм про итальянскую мафию в Америке.

Тут все любимые великие актеры Скорсезе: Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Харви Кейтель. Тут у него впервые снялся великий Аль Пачино, без которого нельзя представить фильмы об итальянской мафии. Актеры, даже второстепенные, изображают реально существовавших мафиози. «Ирландец» содержит аргументированные утверждения, кто и почему убил самого знаменитого профсоюзного лидера США Джимми Хоффу и даже Джона Кеннеди.

Шансы. Не пожелал бы любимому режиссеру Скорсезе, у которого при 14 номинациях на «Оскар» (включая продюсерские и сценарные) всего один триумф — за не самых удачных «Отступников», — повторить антирекорд его же «Банд Нью-Йорка»: десять пролетов в десяти оскаровских номинациях. Но все к тому идет. Хотя, может, кто-то из голливудских академиков вспомнит, кто такой Аль Пачино, удостоенный «Оскара» лишь с восьмой попытки и не отмеченный им даже после первых двух «Крестных отцов»? Хотя оба фильма держались именно на нем, и его партнеры по фильму «Оскары» получали. А его работа в «Ирландце» — изумительная.

«Джокер»
Warner Bros.

«Джокер»

Joker, США — Канада, режиссер Тодд Филлипс

11 номинаций: лучшие фильм, режиссура, мужская роль — Хоакин Феникс, работы оператора, сценариста, художника по костюмам, гримера, композитора, монтажера, а также мастеров по звуку и созданию звуковых эффектов. На сайте IMDB у фильма 34-е место в списке 250 лучших всех времен. Но легко заметить, что за два месяца зрители опустили его аж на двадцать одну позицию.

Самые престижные награды до «Оскара». BAFTA за лучшую музыку и мужскую роль. Премия Фениксу за лучшую мужскую роль от гильдии актеров Голливуда. Главный приз Венецианского фестиваля, номера три в Европе (после Каннского и Берлинского) и четвертого в мире в мире (еще и после Торонтского).

Сюжет и краткая оценка. История Джокера, одного из самых омерзительных комиксовых персонажей в истории. Новаторство уже в том, что о Джокере сделана психологическая картина. Впрочем, о его антиподе Бэтмене реалистические фильмы появились еще раньше, когда за дело взялись режиссер Кристофер Нолан и актер Кристиан Бейл. Первый случай саморефлексии отрицательного персонажа комикса. Общество ужасается появлению монстров и вопрошает небеса: откуда же они взялись? А монстров порождают само общество и социальная несправедливость.

Богатые — бойтесь. Вам не всё сойдет с рук (см. «Паразитов»). В том числе и в странах, где всё вроде бы вами схвачено и находится под контролем. Где можно пировать и борзеть, не заботясь о том, что разрыв между богатыми и бедными все возрастает, и надо хоть чуточку поделиться. Удивительно, но экранизация детства-отрочества-юности едва ли не самого отрицательного персонажа мировых комиксов оказалась самым политически актуальным фильмом года.

Шансы. Статуэтка за лучшую мужскую роль Хоакину Фениксу, считайте, обеспечена. А в остальном —  как кинобог, то бишь «Оскар», даст.

«Однажды в... Голливуде»
Bona Film Group

«Однажды в... Голливуде»

Once Upon in Time… in Hollywood, США — Великобритания — Китай, режиссер Квентин Тарантино

10 номинаций: лучшие фильм, режиссура, оригинальный сценарий, мужские роли — главная и второго плана (соответственно Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт), работы оператора, художника, художника по костюмам, мастеров по звуку и звуковым эффектам.

Самые престижные награды до «Оскара». Их больше ста. А прочих номинаций — примерно триста.

Сюжет и краткая оценка. Фильм о Голливуде 1969-го. У знаменитого актера, спеца по отрицательным ролям в вестернах — это Леонардо Ди Каприо — уже лет девять есть постоянный дублер. Это Брэд Питт. Он за него падает с лошади, проваливается сквозь несколько деревянных крыш и т. д. Дублер при этом обитает в трейлере, а звезда — в шикарном доме в элитном районе. Рядом с ним недавно поселилась главная звездная пара Голливуда: наимоднейший после «Ребенка Розмари» Роман Полански и его молодая жена, актриса с ангельской внешностью Шарон Тейт. Тарантино опять деконструировал историю — как и в «Бесславных ублюдках». Не зря в кадре столь много Шарон. В фильме переврано абсолютно всё — причем гениально. Нет, право, Тарантино — по-настоящему талантливый сценарист и режиссер, обожающий исправлять то прошлое, которое ему (и не только) кажется отвратительным. Как провели вечер накануне рокового нападения на них гости Шарон Тейт и она сама, в фильме почти задокументировано. Но дальше Тарантино затевает такие выкрутасы!

Шансы. Никаких серьезных, кроме потенциального «Оскара» Брэду Питту. Он — из моих любимых актеров. Я за него, если победит, буду рад. Но что же это за «Оскар» такой, если он не достается реально талантливым картинам — таким как «Однажды в Голливуде»? И может ли считаться авторитетной кинопремия, если ее нет у двух принципиально значимых режиссеров современности? Одного европейца — Ларса фон Триера. И одного голливудца — Квентина Тарантино? У последнего есть два «Оскара», но оба получены за сценарии, хотя именно как режиссер он внес серьезные поправки в голливудский и мировой кинопроцесс.

«1917»
DreamWorks SKG

«1917»

1917, США — Великобритания — Индия — Испания, режиссер Сэм Мендес

10 номинаций: лучшие фильм, режиссура, сценарий, работы оператора, гримера, художника, а также специалистов по звуку, звуковым и визуальным эффектам и композитора — у Томаса Ньюмана это 15-я номинация на «Оскар». Наверняка и ему наконец-то достанется.

Самые престижные награды до «Оскара. Их столько, что перечислить невозможно. Одних только BAFTA у фильма семь. Главное: он оценен как достижение года голливудскими гильдиями продюсеров и режиссеров. Фильм занимает 49-ю строчку в списке лучших в истории кино на сайте IMDB.

Сюжет и краткая оценка. Двое младших капралов британской армии во время Первой мировой в апреле 1917-го получают задание доставить важное сообщение: чтобы батальоны не атаковали внезапно отступившие немецкие части, поскольку это засада. На выполнение задания отводятся полдня и ночь. Проблема еще и в том, что у одного из посыльных в передовом атакующем отряде старший брат. Не успеет с сообщением — брат погибнет. Я из тех, кто считает фильм «1917» надуманным, театрализованным и фальшивым. В том числе и потому, что он побивает все рекорды по количеству нелепостей. А кроме того (хотя режиссер Сэм Мендес — англичанин), отражает американский взгляд на войну как на прелюбопытное приключение. У нас или, например, в Польше про войну всегда снимали жесткие трагедии. Жанр американских фильмов про войну — War Adventure: военные приключения. Мэндес изобрел еще один жанр: военное зрелище. Не случайно его фильм рекомендуют смотреть в кинотеатрах IMAX. Тогда оценишь все красоты окопов и вздувшихся трупов людей и лошадей (жаль, он не отдал должное трупным червям).

Шансы. «1917» получит всё главное. За все время существования гильдии режиссеров, начиная с 1948-го, известно всего семь случаев, когда фильм, отмеченный этой гильдией, не получал впоследствии «Оскар» за лучшую режиссуру. Картина, которой отдала голоса гильдия продюсеров, в четырех случаях из пяти завоевывает «Оскар» за лучший фильм. Иначе (если вдруг победит Тарантино) это станет скандалом.

Предсказание по восьми основным номинациям
EPA·TASS

Предсказание по восьми основным номинациям

Лучший фильм — «1917»

Режиссура — «1917»

Актер — Хоакин Феникс («Джокер»)

Актриса — Рене Зелльвегер («Джуди»)

Актер второго плана — Брэд Питт («Однажды в ... Голливуде»)

Актриса второго плана — Лора Дёрн («Брачная история»)

Оригинальный сценарий — «Паразиты»

Сценарий на основе опубликованного произведения — «Кролик Джоджо»

Лучший иностранный фильм — «Паразиты»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+