К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Андрей Костин: «Зачем мы здесь так паримся, работаем столько, если через 30 млрд лет превратимся в микрочастицу?»

Фото Александра Корякова / Коммерсантъ
Фото Александра Корякова / Коммерсантъ
Сегодня в рамках ПМЭФ прошла сессия ВТБ "Реглобализация: отход от универсальных правил". Forbes публикует расшифровку выступления президента банка Андрея Костина

«Тему "Реглобализация: отход от универсальных правил" предложил я, потому что это одна из двух тем, которые меня в последнее время очень волнуют, мучат, я бы даже сказал, и не дают покоя. Как человек, который в последние 20 лет очень активно посещал международные форумы, я всегда был настроен на то, что в мир идет универсальная глобализация и когда-нибудь мы придем к какому-нибудь единому правительству и точно к какому-нибудь единому регулированию. Европа вся становится интегрированной, есть и другие интеграционные структуры  я сам долгое время принимаю участие в работе АТЭС. Но на нынешнем этапе, мне кажется, происходят очень важные процессы, которые, на мой взгляд, означают, что глобализация из универсального механизма переходит в совершенно другой разряд.

Вторая тема, которая меня очень волнует, — теория большого взрыва. Я прочитал в одной научной книжке, что, оказывается, через 15 млрд лет наша вселенная может перестать расширяться и еще через 15 млрд лет превратится в микрочастицу размером 1-21 см. Зачем мы тогда здесь так "паримся", работаем столько, если через 30 млрд лет мы превратимся в микрочастицу? Но есть другая группа ученых, которая говорит, что через 15 млрд лет мы будем расширяться в бесконечность. И тогда понятно, зачем мы все это тут делаем, и будущее, и все наши усилия будут не напрасными, не пропадут. И наши потомки будут здесь собираться и обсуждать какие-то вопросы. 

Так вот, сейчас идут очень негативные процессы. ВТО сегодня не продвигается. А с другой стороны появляются другие интеграционные объединения, например, то, которое называется трансатлантическим и которое, на мой взгляд, представляет собой попытки одного государства — самого влиятельного — получить если не контроль, то по крайней мере лидирующую роль в этих процессах. И как сказал господин Обама (может, он, конечно, оговорился), США должны писать новые правила мировой работы. Если добавить к этому активную санкционную политику в сфере финансов, то это тоже подрывает основы универсальной системы, финансовой архитектуры, которая выстраивалась последние десятилетия, начиная, в общем-то, с периода после Второй мировой войны.

Что заставили нас сейчас сделать? После того, как мы (не понимаем, правда, почему и как) — были наказаны в виде санкций, мы начали думать об альтернативных способах решения тех или иных финансовых проблем. Мы фактически создали систему внутренних расчетов, своего рода «внутренний SWIFT», свою расчетную кредитную карту — систему «Мир». Мы активно продвигаем расчеты в других валютах, чтобы уйти от доллара. И это все потому, что мы убедились, что существующая так называемая универсальная система, оказывается, подвержена огромным геополитическим рискам, когда по воле одного государства вся эта система может перестать функционировать.

Наши французские коллеги (банк) заплатили €9 млрд за то, что провели какие-то операции, которые, по мнению Соединенных Штатов, были несправедливыми по отношению к Кубе, Ирану. Мы считаем, что это путь, который серьезно подрывает основы глобальной финансовой системы и, к сожалению, на мой взгляд, мы уже не можем рассматривать наше будущее (не знаю, как через 30 млрд лет) как некую универсальную глобальную систему, потому что мы уже напуганы, мы уже понимаем, что риски у нас большие, мы будем стремиться создавать альтернативные системы, не доверять той системе, которая сегодня сложилась. Глобальные системы распадаются, мы приходим к следующему уровню интеграции.

Россия абсолютно адекватно оценивает нынешний мир. Мы не можем развиваться без тесного экономического сотрудничества. Если вы поедете на любое российское предприятие, вы увидите, что оборудование импортировано из Германии, Италии — откуда угодно. Россия никогда не хотела выключить себя из этого процесса. Безусловно, мы настроены на тесное сотрудничество, мы этого хотим. Но я говорю о том, что в отношении нас применяются какие-то вещи, которые заставляют нас искать запасной вариант. Может быть, после выборов в США, может быть, начиная со следующего года, по крайней мере, европейцы пересмотрят свою позицию, и нашим отношениям не будут мешать геополитические факторы».

Читайте прямую трансляцию второго дня ПМЭФ.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+