К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что обещали своим избирателям Дональд Трамп, Хиллари Клинтон и другие кандидаты в президенты

Что обещали своим избирателям Дональд Трамп, Хиллари Клинтон и другие кандидаты в президенты
«Это экономика, дурачок» Клинтона, «Накачать Сакраменто» Шварценеггера, «Вперед, Италия» Берлускони, «Голосуй, или проиграешь» Ельцина и другие политические слоганы на выборах

Обещания политиков красивы, но далеко не всегда долговечны. Forbes вспомнил громкие слоганы предвыборных кампаний последних лет в надежде зафиксировать, что из них было или будет выполнено.

«Сделаем Америку снова великой» Дональда Трампа
Фото REUTERS·Brian Snyder

«Сделаем Америку снова великой» Дональда Трампа

Республиканец Дональд Трамп выбрал лозунг Рональда Рейгана «Сделаем Америку снова великой». Слоган кандидат позаимствовал у Рональда Рейгана, которого вместе с отцом поддерживал на выборах 1980 года (в оригинале у Рейгана он звучал так: Lets Make America Great Again).

После избрания Трамп обещает введение налоговых льгот для среднего класса, защиту права на ношение оружия, реформу торговых отношений с Китаем, заботу о ветеранах и проведение иммиграционной реформы.

За время кампании к «возвеличиванию» Америки» Трамп сделал ряд провокационных заявлений. Он предложил построить стену с Мексикой, так как оттуда прибывают одни «наркоторговцы и преступники», грубо отзывался о женщинах, предложил выслать всех сирийских беженцев из США и завести регистрацию живущих в стране мусульман. По оценкам The Street, обещанная Трампом иммиграционная реформа может стоить бюджету США до $600 млрд, а реформа налогов — $10 трлн.

По данным Huffington Post, Тим Кук (Apple), Ларри Пейдж (Google), Илон Маск (Tesla Motors и SpaceX) в рамках встречи Американского института предпринимательства обсуждали тревожный рост популярности Трампа у избирателей. А кандидат уже успел призвать к бойкоту Apple за отказ компании в помощи ФБР взломать iPhone террориста.

Главный соперник по президентской гонке Хиллари Клинтон раскритиковала лозунг Трампа «Сделаем Америку снова великой»: «Америка и не переставала быть великой. Мы должны сделать Америку целостной, вместо того чтобы строить стены, нам нужно разрушать барьеры».Чтобы избежать возможных нападок в сети, Трамп не сидит сложа руки. Business Insider обнаружил, что кандидат скупил более 3000 доменных адресов, которые его очерняют (и это постоянная практика в компании покупать негативные домены с именем Trump). В числе доменов, например, NoMoreTrump.com, DonaldTrumpSucks.com, TrumpVodkaSucks.com, TrumpIsFired.com, VoteAgainstTrump.com.

Среди кандидатов в президенты США Трамп – единственный, кто поддерживает Россию. В числе его заявлений: «Мы бы поладили с Путиным. Я бы сумел вести дела с Россией» или «В России он [Путин] обладает бешеной популярностью...с этими людьми можно иметь отношения, и даже хорошие. Вот только Обама на это не способен».

Трамп – настоящий кандидат-шоумен, который знает, как поразить публику. В качестве ведущего реалити-шоу The Apprentice и Celebrity Apprentice в 2013 году он обогатился на $63 млн. Сейчас его избирательное шоу смотрит весь мир. Кандидат заранее отказался от будущей зарплаты в случае избрания (президента США на посту зарабатывает $400 000 в год).

«Хиллари для Америки» и «Готовы к Хиллари» Хиллари Клинтон
Фото REUTERS·Aaron P. Bernstein

«Хиллари для Америки» и «Готовы к Хиллари» Хиллари Клинтон

По сравнению с шоу, которые устраивает Дональд Трамп, кампания Хиллари Клинтон проходит куда более скромно. В качестве главного лозунга Клинтон выбрала «Хиллари для Америки», также на митингах использовались плакаты со словами «Готовы к Хиллари» и «Борьба за нас». Издания о моде подметили, что во время предвыборной гонки Клинтон стала больше следить за собственным стилем.

Помимо критики программы Трампа в публичных выступлениях и его «уродливой, сеющей распри риторики» штаб Клинтон придумал оригинальный способ агитации. В интернет-магазине сайта, посвященного избирательной кампании, продаются стикеры с надписью Love Trumps Hate за $5.

В своей программе Клинтон обещает реформу финансов, перевод на экологически чистую энергию, реформу уголовного правосудия, повышение доходов населения, жесткий контроль за ношением оружия, доступное здравоохранение.

В отношении России кандидат планирует проводить жесткую политику, про президента России Владимира Путина она высказывается так: «Он из тех, кому вы должны постоянно противостоять, потому что, как и многие хулиганы, он заберет столько, сколько сможет, если этого не сделать». Наряду с Северной Кореей и Ираном Россию Клинтон называет главной угрозой для США. По сравнению с кандидатом-шоуменом Трампом Клинтон – опытный политик, в ее резюме – сенаторство в Конгрессе, должность госсекретаря и участие в президентской гонке 2008 года. Но перед началом кампании появилась новость, что во время работы госсекретарем Клинтон использовала личную почту, а не защищенный сервер Белого дома (после проверки переписки в 22 письмах была обнаружена государственная тайна).  

Крупным спонсором гонки 2016 года стал Джордж Сорос. По данным The Guardian, на начало кампании было собрано $47,5 млн от 250 000 спонсоров. Согласно Politico, $75 000 пришли от знаменитостей, в числе которых Леонардо Ди Каприо, Бейонсе, Стивен Спилберг и Бен Аффлек (каждый дал $2700, максимально возможное пожертвование для праймериз от частного лица).

«Да, мы можем» Барака Обамы
Фото Olivier Douliery·Abacapress·ТАСС

«Да, мы можем» Барака Обамы

Во время гонки 2008 года кандидат от демократов Барак Обама активно использовал интернет, чтобы привлечь молодой электорат – форумы, фейсбук, сайт кампании. Его соперник по выборам республиканец Джон Маккейн новые медиа привлекал по минимуму.

Однако видео от рэппера Уильяма Адамса с участием таких знаменитостей, как Скарлетт Йохансон, Амбер Валетта, Николь Шлезингер, собравшее более 21 миллиона просмотров, было неофициальным, штаб кандидата не принимал участие в его создании. В клипе демонстрировались  выступления Обамы, а актеры и музыканты произносят слоган его предвыборной кампании Yes We Can («Да, мы можем»).

Лозунг «Да, мы можем», который кандидат перенял у американского правозащитника Сесара Чавеса (в1992 году Чавес выступал с этим слоганом за права иммигрантов из Латинской Америки), стал главным хитом той гонки. Президентская кампания была анонсирована в Спригфильде, где Авраам Линкольн произнес речь «Дом разделенный» за полную отмену рабства в США. За Обаму агитировала и собирала средства телеведущая Опра Уинфри, по словам кандидата, «возможно, самая влиятельная женщина в стране». Но опираться на поддержку лишь афроамериканцев кандидат не собирался, в прессе его называли «черным Кеннеди». Также среди слоганов Обамы были «Перемена, в которую мы можем верить», «Надежда», «Перемены, которые нужны».

После избрания Обама обещал реформы здравоохранения и налогов, сокращение войск в Ираке, победу в Афганистане, закрытие тюрьмы в Гуантанамо, разработку безопасных энергетических технологий. За время первого президентского срока Обама подписал указ о закрытии Гуантанамо, усилил присутствие США в Афганистане, запустил закон реформы здравоохранении и акт о стимулировании экономики на $787 млрд., инициировал вторжение войск НАТО в Ливию и устранил Муаммара Каддафи, одобрил операцию по уничтожению Осамы Бен Ладена.

Во время президентской гонки 2012 года Обама использовал лозунг «Вперед». Его снова поддержали знаменитости, например, Джордж Клуни устроил в своем доме обед по сбору средств для Обамы, благодаря которому кампания кандидата пополнилась $15 млн. Его соперник республиканец Митт Ромни своим слоганом выбрал «Верь в Америку». Во время второго срока рейтинг Обамы снизился, этому способствовали скандал с Эдвардом Сноуденом, сложности с реформой здравоохранения и война в Сирии. Американский Forbes в 2015 году поставил Обаму на 3 место среди «Самых влиятельных людей в мире», отметив, что его рейтинг в США составляет 50%.

«Это экономика, дурачок» Билла Клинтона
Фото Olivier Douliery·ABACAUSA·ТАСС

«Это экономика, дурачок» Билла Клинтона

Среди лозунгов предвыборной кампании Билла Клинтона в 1992-м были «Для людей, для перемен» и «Время изменить Америку». Но больше всего запомнилась фраза «Это экономика, дурачок», которая изначально даже не была официальным лозунгом. Джеймс Карвилл, занимавшийся избирательной кампанией Клинтона, повесил в штабе лист с ключевыми словами гонки. Журналистам, посещавшим штаб, фраза «Это экономика, дурачок» понравилась, так она попала в СМИ, а у избирательной кампании появился броский слоган.

Демократ Клинтон пошел во власть после 12 лет республиканского правления, кончавшихся для Америки большим госдолгом, дефицитом бюджета и растущей безработицей. «Это экономика, дурачок» было ответом на обещание президента Джорджа Буша — старшего не вводить новые налоги

(Клинтон собирался сократить налоги на средний класс и увеличить для богатых американцев). Буш шел на выборы под дважды проверенным слоганом «Коней на переправе не меняют», позаимствованным у Авраама Линкольна (тот использовал фразу во время переизбрания на второй срок в 1864 году, а позже ей воспользовался и Франклин Рузвельт в 1936 году).

Считается, что лозунги Клинтона не были бы такими успешными без участия в тех выборах независимого кандидата Росса Перро. Баллотируясь под девизом «Росса в боссы», он оттянул на себя часть голосов. В итоге Клинтону, впервые со времен Джона Кенеди, удалось победить даже в прореспубликанских штатах. Не все предвыборные обещания демократа-Клинтона были выполнены: он добивался медстраховки для всех граждан США, но эту задачу до сих пор не может решить и нынешний президент США Барак Обама. Впрочем, американская экономика во время президентства Клинтона росла, сильно увеличился высокотехнологичный сектор, и безработица, которую Клинтон обещал сократить, действительно стала минимальной. Также Клинтон улучшил отношения со многими странами, в частности с Россией.

Еще одну войну слоганов Клинтон выиграл у республиканца Боба Доула в 1996 году во время следующей президентской кампании. Доул предлагал построить мост в бравое прошлое Америки «время, спокойствия, веры и уверенности». Клинтон же заявил, что наведет «Мост в 21-й век», в котором американцев ждет растущая экономика. Во время второго президентского срока Клинтона бюджет страны действительно был профицитным, но после сексуального скандала с Моникой Левински политической карьере президента пришел конец.

«Накачать Сакраменто» и «Я вернусь» Арнольда Шварценеггера
Фото Casey Curry·Invision·AP·ТАСС

«Накачать Сакраменто» и «Я вернусь» Арнольда Шварценеггера

Решение Арнольда Шварценеггера баллотироваться на пост губернатора Калифорнии многих удивило, хотя прецеденты, когда актеры шли в политику, уже были. Перед глазами Шварценеггера сиял пример другого республиканца — Рональда Рейгана, оставившего Голливуд ради политической карьеры и ставшего дважды избранным президентом США. Про Рейгана Шварценеггер отзывался с большим уважением: «Я стал гражданином Соединенных Штатов, когда [Рейган] был президентом, он был первым президентом, за которого я голосовал как американский гражданин. Он вдохновил меня и заставил гордиться, что я американец».

Во время предвыборной гонки сам Шварценеггер и медиа вовсю использовали знаменитые фразы из фильмов актера. Предшественник на посту губернатора Калифорнии Грэй Дэвис погрузил штат в экономический кризис и был отозван с должности (recall), так появились заголовки «Total Recall» (оригинальное название фильма Пола Верхувена, переведенного в России как «Вспомнить всё»). В статьях также использовалось слово Governator (от соединения terminator и governor).

Прославились две фразы Шварценеггера, которые не были официальными лозунгами, но стали яркими элементами кампании. На The Tonight Show актер заявил о начале своей предвыборной гонки словами: «Если я оправляюсь в Сакраменто, я накачаю Сакраменто», имея в виду улучшение экономической ситуации в штате. Про предшественника на посту губернатора он выразился так: «Я смогу навести порядок в доме и сказать: Hasta la vista, Грэй Дэвис!» (Hasta la vista – фраза из фильма «Терминатор»). После первой же пресс-конференции актер заявил: «Я вернусь» (фраза из «Терминатора»).

Дэвиса кандидат жестко критиковал за разорение Калифорнии, который «приняв управление штата с профицитом $9 млрд, привел его к дефициту в $38 млрд». В предвыборной программе Шварценеггер обещал разрешение финансового кризиса в регионе, улучшение экологической ситуации, отмену налога на машины, реформу системы оплаты труда, открытие большего количества школ.

В качестве своего главного козыря на посту Шварценеггер приводил аргумент, что он слишком богат (по разным оценкам, его состояние $200-400 млн), чтобы иметь меркантильные интересы во власти, поэтому действует исключительно ради людей. Зарплату в $206 500 Шварценеггер действительно перечислял на благотворительность.

Во время губернаторства он успешно боролся за защиту окружающей среды в штате (на долю Калифорнии приходится 1,4% мировых и 6,2% американских выбросов парниковых газов). В 2006 году был переизбран на пост. Тогда же губернатор подписал «Региональную инициативу по парниковым газам», призванную контролировать выбросы. «Накачать Сакраменто» и преодолеть бюджетный кризис в Калифорнии ему не удалось за оба губернаторских срока.

«Бриллиант Меркель», или «Будущее Германии в надежных руках» Ангелы Меркель
Фото Guo Yang·Xinhua via ZUMA Wire·ТАСС

«Бриллиант Меркель», или «Будущее Германии в надежных руках» Ангелы Меркель

Во время федеральных выборов 2013 года рядом с берлинском центральным вокзалом появился огромный билборд, изображающий сложенные руки. Это была реклама Христианско-демократического союза и его лидера Ангелы Меркель. На щите площадью 2400 квадратных метров, выполненном в жанре фотографической мозаики, изображены руки 2150 сторонников партии. Они образуют так называемый «ромб Меркель», или «бриллиант Меркель», характерный жест лидера ХДС, он сопровождался лозунгом «Будущее Германии в надежных руках».

Конкурентная социал-демократическая партия раскритиковала рекламу как выражающую «персональный культ в кубинском стиле»

Меркель стала первой женщиной-канцлером в стране, этот пост она занимает уже одиннадцатый год (впервые избрана в 2005 году). Немцы дали  Меркель прозвище «Матушка», а Forbes в 2015 году назвал ее самой влиятельной женщиной в мире (2-е место в списке «Самых влиятельных людей в мире»). Также она стала «Человеком года» Time в 2015 году.

В программе партии ХДС – повышение пенсионных и семейных пособий, финансирование образования и науки, реформа здравоохранения, отказ от введения новых налогов, ограничение роста арендной платы.

Экономика Германии считается наиболее динамично развивающейся в Европе. Канцлер смогла избежать спада во время глобального экономического кризиса с помощью стимулирующих мер и госсубсидий для компаний. Как лидер самой развитой страны Евросоюза она играет важную роль в мировой политике. Меркель выступала за подписание Конституции ЕС (в силу не вступила). Пытается оживить экономику Греции. Во время кризиса России и Украины была посредником в мирном урегулировании. Поддерживает США в войне против ИГИЛ (организация запрещена в России) – впервые после Второй мировой войны Германия приняла участие в военных действиях (для борьбы с курдскими боевиками была отправлена армия). В 2015 году имидж Меркель подкосил миграционный кризис в Европе и последующие за ним беспорядки. На что канцлер ответила: «Мы справимся».

«Вперед, Италия» Сильвио Берлускони
Фото ТАСС

«Вперед, Италия» Сильвио Берлускони

В итальянском политическом сериале «1992» история появления «Вперед, Италия!» представлена так. Рекламщик знакомится с бизнесменом Сильвио Берлускони и замечает его политический потенциал. Однажды он привозит знакомую к рекламному щиту с младенцем и надписью «Вперед, Италия», звучит фраза: «Это будущее. 1993 год будет очень интересным».

Щиты с детьми и лозунгом действительно появились в Милане в 1992 году. По одной версии, Берлускони профинансировал их появление, чтобы подготовить страну к своей новой партии. По другой, это было всего лишь продвижение места для рекламы.

Слоган «Вперед, Италия» (Forza Italia!) раньше использовался как спортивный, медиамагнат Берлускони в 1993 году решил позаимствовать его для названия новой партии и избирательного слогана. За размытую программу Forza Italia! окрестили «личной партией» Берлускони, ее успех основывался на харизме лидера. После прихода к власти кандидат обещал стабилизацию экономики и успех на мировой политической арене. Итальянцы надеялись, что деловая хватка бизнесмена поможет вывести страну из кризиса.

Партия победила на выборах 1994 года, Берлускони был избран премьер-министром и за два десятилетия в политике он трижды занимал этот пост. Известно теплое отношение Берлускони к России, вскоре после избрания он подписал договор о сотрудничестве между Италией и Россией. С 2009 по 2011 год премьер Италии возглавлял «большую восьмерку».

Политическую карьеру Берлускони неизменно сопровождали коррупционные и сексуальные скандалы. Но в 2011 году его вынудили уйти в отставку не только они, но и огромный государственный долг Италии в €1,9 трлн,  а также раскол среди бывших сторонников и массовые протесты с лозунгами «Прощай, Сильвио». В 2015 году Forbes оценил состояние бывшего премьер-министра в $6,9 млрд. В этом же году Берлускони был признан виновным в даче взятки сенатору, двумя годами ранее он уже был осужден за уклонение от уплаты налогов.

«Голосуйте за тори — и у вашей жены увеличится грудь, а у вас увеличится шанс на покупку BMW M3» Бориса Джонсона
Фото ТАСС

«Голосуйте за тори — и у вашей жены увеличится грудь, а у вас увеличится шанс на покупку BMW M3» Бориса Джонсона

Мэр Лондона Борис Джонсон – представитель партии консерваторов. Изначально его смелые высказывания и всколоченный внешний вид смущали партию, но вот он уже два раза подряд избирается на пост мэра (в 2008 и 2012 годах). В 2001 году Джонсон впервые был избран в парламент от консерваторов, в 2004 году ему пришлось сделать перерыв в политике из-за скандала с изменой жене.

В отличие от застегнутых на все пуговицы политиков его одежда и прическа часто в беспорядке. То же и с речами: Джонсон не старается высказываться аккуратно. Во время выборов он заявил: «Голосуйте за тори — и у вашей жены увеличится грудь, а у вас увеличится шанс на покупку BMW M3» (имея в виду, что консерваторы не одобряют гей-браки и выступают за улучшение благосостояния). В разговоре он может ввернуть крепкое слово. Однажды признался, что, возможно, пробовал кокаин, хотя «это вполне могла быть сахарная пудра». Также ему пришлось извиняться перед Папуа-Новой Гвинеей за то, что назвал ее страной каннибалов. Джонсон ведет колонку в The Telegraph, где выражает свои взгляды – от разгрома велосипедных воров и бюрократов до выхода Великобритании из ЕС.

Своими приоритетными задачами на посту мэра Джонсон обозначил улучшение транспортной системы города, популяризацию велосипедов, сокращение зоны платного въезда в Лондон, борьбу с преступностью, уменьшение расходов мэрии. Мэр поддерживает слова делами. Он организовал систему велопарковок и сам ездит по городу на велосипеде, обновил автобусный парк, запретил употребление алкоголя в общественном транспорте, принимал активное участие в проведении Олимпийских игр в 2012 году. Последний проект Джонсона – круглосуточное метро по пятницам и субботам  — долго откладывался из-за забастовок сотрудников подземки, не согласных с предложенной заработной платой (профсоюзы одобрили его только в марте 2016 года).

«Голосуй или проиграешь» Бориса Ельцина
Фото Александра Чумичева, Анатолия Семехина, Александра Сенцова·ТАСС

«Голосуй или проиграешь» Бориса Ельцина

Лозунг Choose or Lose изначально использовал Билл Клинтон в борьбе за пост президента США 1992 года. Слоган превратился в «Голосуй или проиграешь» для президентской кампании Бориса Ельцина в 1996 году. Рейтинг кандидата был низким, существовал риск, что он проиграет коммунисту Геннадию Зюганову, явка избирателей которого традиционно высока. Предыдущий срок Ельцина сопровождался распадом СССР, путчем, конституционным кризисом, штурмом здания Верховного совета и войной в Чечне.

Избирательная кампания Ельцина, как и в случае с американской кампанией Клинтона, делала ставку на яркие образы, были разработаны доходчивые молодежные постеры. В рамках гонки проводились концерты по всей стране с русскими поп- и рок-исполнителями. В некоторых концертах Ельцин принимал участие лично.

Группа «Мальчишник» вместе с DJ Groove записала песню и сняли видео «Голосуй или проиграешь». Выходила еженедельная газета «Не дай Бог!», где критиковался Геннадий Зюганов (тираж 10 млн экземпляров). Предвыборный штаб полностью контролировал российское телевидение.

Обещанием Ельцина было изменение закона о военной службе (введение контрактной), после выборов оно не было выполнено. Второй срок Ельцина на посту сопровождался экономическим кризисом 1998 года, несколькими сменами председателей правительства, терактами в стране. В 1999 году президент досрочно подал в отставку.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+