История переименований в советской и постсоветской России давняя. Первая волна прокатилась с 1924 по 1929 годы (как раз в 1925-м Царицын стал Сталинградом). Вторая — в 1956–1962 годах, во время борьбы с культом личности Сталина. В 1961-м Сталинград стал Волгоградом; в то же время из топонимики уходят Молотов (Пермь), Ворошилов (Уссурийск), Куйбышев (Белогорск), Щербаков (Рыбинск) и даже Чкалов (Оренбург). Третья волна связана с «перестройкой» (1985–1995): Ленинград вновь становится Санкт-Петербургом, Брежнев — Набережными Челнами, Свердловск — Екатеринбургом, Устинов — Ижевском, Горький — Нижним Новгородом, Орджоникидзе — Владикавказом. Другое дело, что все это было непоследовательно, к примеру, Петербург все еще находится в Ленинградской области, а Екатеринбург — в Свердловской.
Идея переименования Волгограда в Сталинград, по оценкам волгоградской мэрии, повлечет за собой колоссальные расходы. Так, только тотальная смена паспортов граждан обойдется в 101,8 млн рублей (дефицит волгоградского бюджета на 2013 год – 786 млн рублей), плюс около 177 млн рублей личных расходов горожан на пошлины — и это лишь малая часть затрат. Переименование города потребует сплошной перерегистрации уставных документов всех юридических лиц, внесения изменений в документацию и карты, а также— что едва ли не самое дорогостоящее — внесения изменений в существующие расписания транспорта и транспортные информационные системы. Правда, поддержавший идею «сталинградский обком» КПРФ оценил расходы всего в 16 млн рублей за пять лет.
Forbes вспомнил 12 годов в России и бывшем СССР, которые сменили имена или собираются это сделать, и подсчитал*, в какую сумму это обошлось или может обойтись.
*Поскольку переименование касается всех расположенных в данном населенном пункте военных объектов и объектов гражданской обороны, сведения о которых составляют государственную тайну, суммы расходов приведены на основе оценочных данных.