Как использовать технологии, чтобы улучшить и обезопасить жизнь обычных людей
26 мая в рамках информационного форума «РИФ–2023» Авито провел сессию «Лучше, чем люди: hi-tech во имя человека». Эксперты в области безопасности и технологий обсудили, как соблюдать баланс между защитой пользователей и их удобством, какие приемы используются для обучения цифровой гигиене, и как скоро общество будет готово к полноценному сосуществованию с высокими технологиями.
Модератором сессии стал Андрей Рыбинцев, директор департамента доверия и безопасности Авито. К дискуссии присоединились Chief Data Scientist, big data компании Tele2 Алексей Глотов, директор департамента информационной безопасности Sitronics Group Александр Дворянский, директор по информационной безопасности в Beeline Cloud Егор Бигун и управляющий партнер разработчика e-commerce решений Aero Владимир Синельников.
Эксперты сошлись во мнении, что информационная безопасность — вопрос важный и не всегда понятный обычным людям. Поэтому главные направления работы любой компании, которая ставит своей целью защиту пользователей, — обучение и геймификация. А также, что работа любого сервиса должна совмещать в себе удобство, безопасность и комфорт.
Андрей Рыбинцев привел пример Авито: компания не только внедряет огромное количество технологий «под капотом», которые незримо защищают пользователей платформы, но также развивает инструменты на платформе, которые повышают безопасность и доверие между продавцами и покупателями и вкладывается в обучение правилам безопасности. За последние три года показатели безопасности на платформе выросли более чем в 60 раз.
Андрей Рыбинцев, директор департамента доверия и безопасности Авито: «Защищая данные своих пользователей, мы не просто думаем о них, мы тратим годы на создание технологий и проектов, чтобы обеспечить им безопасность и уверенность в наших продуктах. Мессенджер на Авито — отличный пример технологии, которая работает скрыто, но обеспечивает безопасность и удобство использования. Люди просто пользуются им, не задумываясь о том, что технологии защиты реально существуют и работаю беспрерывно. Только такие инструменты в ИТ-безопасности могут эволюционировать и давать фантастические результаты в бизнесе».
Александр Дворянский, директор департамента информационной безопасности Sitronics Group: «Необходим разумный симбиоз удобства, безопасности и комфорта, чтобы создать идеальную экосистему, где каждая задача имеет равное значение. Супер удобное приложение без безопасности — невозможно, а без комфорта и удобства — бесполезно. Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны для максимальной эффективности и удовлетворения пользователей».
Алексей Глотов, руководитель службы исследования больших данных Tele2: «Компания использует алгоритмы машинного обучения в различных направлениях, одним из которых выступает «Безопасность». Мы предоставляем сервисы как в своем core-продукте для абонентов, так и в сервисах для наших партнеров. Основной внутренний кейс — информировать абонента о потенциальных рисках, когда он получает звонок с незнакомого номера. Мы предоставляем дополнительную информацию по звонку: является ли он полезным, с указанием из какой организации он поступает, либо помечаем его как мошеннический или спам-активность. Внешние кейсы связаны с банковским антифродом, скорингом для маркетплейсов, для выявления потенциально недобросовестных пользователей на этапе регистрации. И третье направление, это выявление контакта с фишинговыми сайтами, когда абонент посещал скомпрометированные ресурсы и потенциально может представлять опасность как для себя, так и для других клиентов или бизнеса».
Егор Бигун, директор по информационной безопасности в beeline cloud: «К сожалению, осведомленность в вопросе информационной безопасности достаточно низкая. Как показывает наша практика, встраивать обучение в продукты и сервисы малоэффективно, и это хорошо перекликается с идеей невидимости слоя информационной безопасности со стороны пользователя. Поэтому мы стараемся делать security by design во всех продуктах beeline cloud, чтобы пользователю не приходилось об этом задумываться».
Владимир Синельников, управляющий партнер разработчика e-commerce решений Aero: «Пользователь часто не ждет от, собственно, технологий ничего. Для него важно, чтобы его задача решалась, а технология было незаметна. Обычно никто не ждет технологические новинки, но когда они приходят в нашу жизнь — сопротивляться их удобству и эффективности невозможно. Главное для бизнеса — осознать эту потребность. Мы в Aero видим, что покупатель ищет не просто удобства, но понимания его желаний, значит, самое время активно внедрять идентификацию по touch id и face id вместо ввода пароля или замену множества фильтров умным поиском на основе распознавания речи. Потребности пользователя эволюционируют, и бизнесу следует держать темп».