Единому измерителю аудитории Рунета потребовалось слишком много данных о ней
Бизнес раскритиковал проект, детализирующий порядок работы измерителя интернет-аудитории. Он считает избыточным и нарушающим права граждан объем и состав данных, которые интернет-СМИ и сервисы будут обязаны передавать. Эксперты отмечают, что часть сведений позволят четко идентифицировать пользователя
Ассоциация больших данных (АБД), «Интернет-видео», Медиакоммуникационный союз и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) высказались по поводу проекта подсчета аудитории Рунета, разработанного Минцифры. Они назвали избыточным и нарушающим права россиян объем и состав данных, которые интернет-медиа планируется обязать передавать единому измерителю аудитории, пишет «Коммерсантъ».
15 июля Минцифры опубликовало проект порядка подсчета аудитории, в котором перечисляется состав и объем сведений, которые единый измеритель должен получать от интернет-СМИ, аудиовизуальных сервисов и новостных агрегаторов. Среди них — идентификатор пользователя и подробные данные о его оборудовании, включая расширение экрана, информация о любом посещении ресурса с указанием точного времени и региона, IP-адрес пользователя, заходившего в сеть через браузер, сведения о контенте, который просматривался, вплоть до перечисления заголовков статей. В ассоциациях участников интернет-рынка заявили, что этот объем данных избыточен для заявленной цели закона — подсчета аудитории Рунета.
Операторы предупредили об ухудшении связи из-за новых требований по «суверенному рунету»
В АБД отметили, что не все сайты сами располагают многими из затребованных по проекту сведений. Геолокационные сведения подпадают под тайну связи, а передача измерителю идентификаторов пользователей увеличит риск определения личности человека, что нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, говорится в отзыве АБД на проекта. В РАЭК добавили, что закон предполагает сбор данных об объеме аудитории, а новый проект подразумевает получение информации о характеристиках конкретных пользователей: идентификатор позволяет выделить из общей аудитории конкретного посетителя сайта и детальные сведения о просмотре им контента. «Состав передаваемых данных должен быть доработан в части устранения избыточности и соблюдения прав граждан», — заявили в «Мегафоне». В АБД предложили исключить геолокацию, а данные передавать в обезличенном и агрегированном виде.
Госдума одобрила поправки о передаче Роскомнадзору данных абонентов
«Мы неоднократно подчеркивали, что для измерения аудитории нужны именно обезличенные данные. Упомянутые в проекте сведения вообще не относятся к персональным данным», — заверили в Минцифры. Закон «О персональных данных» причисляет к ним информацию, относящуюся к физическому лицу и позволяющую его определить. Роскомнадзор и суд уже признавали IP-адрес персональными данными в разбирательстве против LinkedIn. Согласно правоприменительной практике ведомства, любой идентификатор пользователя в сочетании с другой информацией о нем является персональными данными, сказал директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин. Сведения, которые получит измеритель, при уже имеющейся у государства информации точно позволят идентифицировать личность, считает он. Сейчас сквозные идентификаторы есть как минимум у экосистем — «Яндекса», Mail.Ru Group, Google, отметил Бегтин. Исполнение норм приведет к дополнительным расходам аудиовизуальных сервисов, добавил гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов.
Власти хотят посчитать аудиторию соцсетей и онлайн-кинотеатров
Подсчет аудитории интернет-платформ необходим, ведь она непрозрачна и у рекламодателей есть только данные, которые представляют сами ресурсы, сказал исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. По его мнению, появление единого измерителя позволит эффективнее проводить рекламные кампании. «Когда один измеряет в дюймах, другой — в сантиметрах, сложно построить здание, и сейчас медиарынок в той стадии, когда нужен единый знаменатель. Рекламодатели и медиаресурсы от измерителя выиграют, потому что смогут лучше понимать вкусы и предпочтения аудитории и лучше монетизировать то, что действительно популярно. Это повысит в целом прозрачность рынка», — высказался гендиректор «Медиа 1» Ян Кухальский. В ассоциации «Интернет-видео» (объединяет онлайн-кинотеатры) отметили: если измеритель, как указано в законе о нем, нужен для достоверности и полноты данных при размещении рекламы, то аудитория ресурсов, ее не размещающих, и контента, доступ к которому не предполагает просмотр рекламы, не подлежит исследованию. В ассоциации добавили, что эти сведения в онлайн-кинотеатрах составляют коммерческую тайну.
В Госдуме предложили создать систему учета интернет-рекламы
Один из собеседников газеты рассказал, что Минцифры провел совещание с участниками рынка и по итогам «были внесены существенные правки». По его словам, в частности, решено исключить из списка данные об аудитории, пользующейся телеприставками конкретных операторов связи, отказаться от расширения передаваемых данных в случае отсутствия отдельных позиций, оговорив предоставление «при наличии». По словам собеседника, участники совещания согласились, что передаваемые данные исключают возможность идентифицировать личность и будут передаваться «при соблюдении требований закона по обязательному обезличиванию». Он добавил, что документы снова скоро обсудят с отраслью, чтобы «найти баланс между интересами государства и ключевых игроков». Собеседники из числа компаний подтвердили факт проведения совещания, но отметили, что «уступки не были существенными».