Бизнес увидел дискриминацию IT-компаний в проекте правил использования биометрии
Российский союз промышленников и предпринимателей счел дискриминационными для технологических компаний правила работы с биометрическими данными, которые предложило Минцифры. Представители бизнеса попросили не распространять их действие на компании, которые используют, но не передают биометрию через интернет
Новые правила работы с биометрическими данными, которые предложило Минцифры, дискриминируют крупнейшие российские IT-компании. В частности, они запрещают сбор биометрии компаниям с долей иностранного участия более 49% и капиталом менее 500 млн рублей. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отзыв на проект правил, данный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Эксперты называют требования, изложенные в проекте, жесткими и нерыночными.
Проект поправок к закону о предоставлении госуслуг подготовило Минцифры, 29 июня он был опубликован на regulation.gov.ru. Правила работы с биометрическими данными россиян разрешают использовать их только компаниям, в которых доля иностранных акционеров не превышает 49%. Компания, которая претендуем на применение биометрии, должна иметь лицензию и право собственности на криптографические средства шифрования. Создавать собственные банки биометрических данных смогут только компании с собственным капиталом не меньше 500 млн рублей.
Предполагается, что эти требования вступят в силу с 1 января 2022 года. Сейчас для сбора биометрии и ее использования для идентификации пользователей финансовых услуг работает Единая биометрическая система (ЕБС, проект «Ростелекома» и Банка России). В феврале в ней было зарегистрировано около 164 000 россиян, актуальные данные в «Ростелекоме» газете сообщить отказались. ЕБС пользуются в основном банки, с 2021 года к ней также подключились страховые компании.
«Ростелеком» с правительством перезапустят Единую биометрическую систему
РСПП в своем отзыве на проект Минцифры заявило, что он дискриминирует крупнейшие российские IT-компании, что влечет отставание России в развитии биометрии. Союз призвал не распространять новые требования на компании, которые используют, но не передают биометрические данные через интернет. В Минцифры газете заявили, что новый проект только уточняет порядок аккредитации компаний для работы с биометрией, детализируя уже принятый в конце 2020 года закон. Эксперт комиссии по связи РСПП Михаил Рыженков отметил, что компании, которые не соответствуют новым правилам, не получат аккредитацию и не смогут собирать и обрабатывать биометрию. По его словам, это критично для банков и экосистем. «Биометрические данные можно использовать для заключения любых сделок на интернет-платформах. Например, оформление онлайн-ипотеки через интернет»,— сказал он.
«Недешевое удовольствие»: Альфа-банк пожаловался на впустую потраченные $1,5 млн на биометрию
Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин считает, что условия, предложенные Минцифры, нельзя назвать рыночными. По его оценке, под требование о минимальном капитале в 500 млн рублей попадут такие крупные корпорации, как «Сбер», ВТБ, «Ростелеком», «Яндекс» и Mail.ru Group. Источник в крупном операторе связи назвал требования правил «жесткими». Он добавил, что в создании систем биометрии заинтересованы банки, операторы и другие компании, кто развивает цифровые сервисы. По словам гендиректора Института исследований интернета Карена Казаряна, правила делают невозможным создание коммерческих биометрических систем, под биометрией по ним можно подразумевать «даже скан паспорта». Казарян предупредил, что в итоге сами компании могут отказаться от верификации через интернет с помощью сканов документов.
Минцифры решило ускорить сбор биометрических данных россиян административными мерами
Требования правил критичны для сервисов каршеринга, иностранных платформ Booking.com и Airbnb, Avito (принадлежит зарегистрированной в Нидерландах компании), а также банков вроде «Тинькофф» (принадлежит кипрской TCS Group) и экосистемы «Яндекса» (принадлежит нидерландской Yandex B.V.), отметил эксперт. Глава компании «Б-152» Максим Лагутин добавил, что бизнес использует биометрию в маркетинге и пропускной системе. Биометрией интересовалась даже «Азбука вкуса», тестировавшая оплату по отпечатку пальца. Проект закрыли из-за невостребованности, рассказали газете в компании.