В концепцию развития электромобилей до 2030 года добавили транспорт на водороде
Концепция развития электротранспорта подорожала с 418 млрд рублей до 777 млрд и теперь включает транспорт на водородных элементах и инфраструктуру для него. Сейчас в России действует только одна водородная заправка
Концепция развития производства и использования электротранспорта в России, которую разрабатывает Минэкономразвития, подорожала в последней своей редакции с 418 млрд рублей до 777 млрд рублей. В программу добавили развитие транспорта на водородных топливных элементах (ВТЭ) и заправочной инфраструктуры для него, пишут «Ведомости» со ссылкой на проект распоряжения правительства об утверждении концепции.
В расширенной версии концепции также пересмотрены планы по поддержке спроса на электромобили и машины на ВТЭ. В электромобиле источником энергии является литиевая батарея-накопитель, а водородном автомобиле — генератор, производящий энергию из водорода в баке и кислорода из атмосферы за счет электрохимического процесса внутри него. Гендиректор электрохимической компании «ИнЭнерджи», которая принимает участие в работе над концепцией, Алексей Кашин рассказал, что энерговооруженность литиевых батарей не позволяет на тяжелом транспорте иметь большой пробег. «Для тяжелого транспорта также важна скорость перезарядки, а заправить автомобиль водородом гораздо быстрее, чем зарядить батарею. Плюс есть возможность использовать тепло от ВТЭ для обогрева кабины», — объяснил Кашин. По его оценке, наиболее приемлемым для России станет применение ВТЭ для автобусов и большегрузного транспорта массой более 4 тонн. Минэкономразвития также включило в проект программу по развитию литиевого бизнеса «Росатома». Литий — один из основных компонентов тяговых батарей для электромобилей. Программа «Росатома» оценивается в 150 млрд рублей, 26 млрд из них предполагается софинансировать из Фонда национального благосостояния.
Больше половины продаваемых в мире автомобилей к 2026 году будут электрифицированными
По прогнозам глобального объединения Hydrogen Council, объем производства автомобилей на ВТЭ к 2025 году во всем мире составит от 3 млн до 5 млн единиц, к 2030 году — от 10 млн до 15 млн штук. Ассоциация Hydrogen Mobility Europe в январе 2021 года отчиталась, что с 2016 года в 10 европейских странах появилось всего 630 автомобилей на ВТЭ, а в восьми европейских странах — 37 новых водородных заправочных станций. Во всем мире насчитывается около 35 000 автомобилей на водороде, сообщил замглавы департамента научно-технологического развития «Сколтеха» Тимур Гареев. Из российских автопроизводителей только «КамАЗ» сообщал, что в 2021 году начнет разработку водородного грузовика и автобуса. По словам Гареева, водород правильнее производить на месте из подведенного природного газа. Но перспективность водородных технологий в сравнении с традиционным электродвижением менее очевидна, отмечает эксперт. Кашин добавляет, что водородный транспорт — это «возможность технологически поучаствовать в огромном рынке электродвижения». Он отметил, что сейчас именно тот момент, «когда мы можем сработать на опережение импорта, но нужно сконцентрировать усилия».
Углеродный ноль: как технологии помогают решить проблему выбросов в атмосферу
В России есть несколько подержанных Toyota Mirai на ВТЭ и одна водородная заправка, открытая «ИнЭнерджи» в Черноголовке. По проекту концепции, водородных заправок к 2030 году будет 1200, создание сети обойдется в 126 млрд рублей. Планируется построить завод водородных топливных элементов за 38,5 млрд рублей. Проекты будут финансироваться за счет федерального бюджета и внебюджетных средств. По словам собеседника газеты, концепция будет принята не ранее конца июня, ее обсуждение продолжается. Представитель Минэкономразвития отметил, что создание инфраструктуры для водородного транспорта планируется в период с 2025 по 2030 годы.