«Яндекс» получил в залог 19% в капитале крупного производителя телевизоров
«Яндекс» получил в залог долю в крупном производителе телевизоров «Квант». В перспективе это поможет интернет-компании запустить новые продукты и укрепиться на рынке Smart TV
«Яндекс» получил 19% в капитале крупного производителя телевизоров «Квант» под залог корпоративного займа. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на владельца и гендиректора «Кванта» Михаила Етонова.
Как выяснила газета, «Яндекс» получил в залог 19% ООО «Квант», залогодателем выступил единственный владелец и гендиректор предприятия Михаил Етонов. Договор с ним был заключен 25 марта, свидетельствуют данные ЕГРЮЛ. Етонов рассказал, что «Квант» среди прочего выпускает материнские платы для Smart TV, куда загружается в том числе программное обеспечение «Яндекса». В интернет-компании подтвердили, что выдали корпоративный заем партнеру. По данным CNews, в 2020 году торговая сеть «М.Видео-Эльдорадо» начала продажи смарт-телевизоров под маркой Novex с прошивкой от «Яндекса», собирал их «Квант».
«Яндекс» запустил платежный сервис Yandex Pay
«Квант» был зарегистрирован в Москве в июне 2016 года. Производственные мощности расположены в Зеленограде и Воронеже. «Квант» специализируется на производстве телевизоров и компонентов для российских и иностранных компаний (Dexp, Supra, Xiaomi и другие), сообщается на сайте. Среди партнеров компании — «Ситилинк», DNS, «М.Видео-Эльдорадо», Merlion и «Яндекс». По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компании в 2019 году составила 5,75 млрд рублей.
Собеседник газеты в одном из крупных дистрибуторов электроники оценил долю «Кванта» на российском рынке телевизоров в 25-30%. Он добавил, что компания планировала расширять производство на фоне роста спроса на цифровое ТВ. По оценке J’son & Partners Consulting, в 2019 году в России парк Smart TV насчитывал 25,5 млн устройств. К 2023 году, по прогнозу агентства, число используемых умных телевизоров в России вырастет до 41,3 млн устройств. По словам руководителя аналитического центра холдинга GS Group Александра Суркова, раньше «Квант» собирал недорогие телевизоры с небольшой диагональю: в 2019 году 700 000 — 800 000 таких устройств, в 2020 году — только 300 000. Сурков объяснил снижение портфеля заказов тем, что спрос на такие телевизоры уменьшился. «Все желающие сменить устройства, сделали это в 2019 году, поэтому «Ситилинк», DNS, «М.Видео-Эльдорадо» стали размещать меньше заказов», — сказал он.
«Яндекс» сменил логотип впервые за 13 лет
Собеседник газеты добавил, что в 2019 году «Квант» нашел нового заказчика — Xiaomi Smart TV. Под него предприятие купило сборочную линию для диагоналей уже среднего размера более чем за 10 млн рублей. За 2020 год, по словам Суркова, на ней собрали 60 000 — 70 000 телевизоров Xiaomi со Smart TV для DNS, и производство будет расти. «Xiaomi сейчас наиболее интересный бренд для «Яндекса» с точки зрения продвижения его сервисов в Smart TV, поэтому компания могла дать заем «Кванту» как раз под новую сборочную линию», — рассуждает эксперт. Он предположил, что размер займа мог составить несколько миллионов рублей, в том числе на покупку лицензий. Директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов отметил, что в случае невыплаты займа доля «Кванта» перейдет «Яндексу». Получение доли в предприятии позволило бы интернет-гиганту контролировать сборку и последующую логистику. Собеседник, знакомый с планами «Яндекса», сообщил, что компания планирует выпустить новый продукт для Smart TV, а осенью прошлого года сообщалось о планах выпуска «Яндексом» ТВ-приставки с поддержкой собственной медиаплатформы.