СМИ узнали о способности предустановленного российского софта передавать данные за рубеж
Почти все отечественные приложения, обязательные к предустановке на смартфоны и планшеты, могут передавать сведения о пользователях за рубеж, выяснили эксперты. Доступ к информации получат Google, Microsoft и Huawei
Почти все отечественные приложения, которые с 1 апреля обязали предустанавливать на продаваемые в России смартфоны и планшеты, могут передавать данные пользователей за рубеж. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет некоммерческой организации «Информационная культура».
Эксперты организации проанализировали код 16 классов программ для Android и iOS, среди которых, в частности, были приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», компании «Новые облачные технологии», «Госуслуг» и платежной системы «Мир». Они выяснили, что весь российский софт, кроме приложения платежной системы «Мир», содержит аналитические трекеры (Google AdMob, Facebook Ads и другие), которые собирают сведения о пользователях и передают их зарубежным компаниям.
«Яндекс» попросил Samsung не устанавливать свои приложения без возможности удаления
Данные российских пользователей могут получать Google, Yahoo, Microsoft, Huawei, Facebook и другие иностранные IT-корпорации, пишет «Коммерсантъ». В основном, такая информация используется для таргетирования рекламы.
Обязательные к предустановке отечественные приложения и раньше передавали данные иностранным компаниям, но пользователи ставили их по собственному желанию, отмечает издание. «Власти сделали предустановку этих приложений обязательной, то есть де-факто они взяли на себя ответственность за передачу данных граждан третьим лицам в других странах», — заявил директор «Информационной культуры» Иван Бегтин.
Власти могут обязать устанавливать российский поиск по умолчанию в браузеры мобильных устройств
Представитель Минцифры, комментируя исследование организации, отметил, что предустановленные российские программы размещены в магазинах приложений и требования к ним аналогичны требованиям к другим сервисам, которые пользователи могут устанавливать по своему желанию.
При этом разработчики обязательного к предустановке софта утверждают, что обойтись без иностранных трекеров крайне сложно. Представитель «Новых облачных технологий» в разговоре с изданием отметил, что использование этих технологий является стандартом для приложений, которые распространяются через магазины Google и Apple, а российских аналогов им нет. В «Лаборатории Касперского» сообщили, что данные передаются трекинговым сервисам только анонимно и с согласия пользователя. Директор по данным в «Яндексе» Иван Черевко заявил, что компания не передает персональные данные третьим лицам, а трекеры «помогают улучшать пользовательский опыт, отправлять уведомления пользователям и оптимизировать рекламные настройки». В Mail.ru Group от комментариев отказались.
Закон об обязательной предустановке российского софта на продаваемые в стране гаджеты начал действовать 1 апреля. Ранее основными бенефициарами ограничений источники Forbes называли «Яндекс» и Mail.ru Group. По оценке Goldman Sachs, благодаря закону о предустановке российского софта к 2023 году рыночная доля «Яндекса» на устройствах с системой Android достигнет 61%, на гаджетах с iOS — 55%.
Наказание за продажу техники без отечественных приложений предусмотрены другим законом, он вступит в силу 1 июля 2021 года. Для должностных лиц штраф составит от 30 000 до 50 000 рублей, для компаний — от 50 000 до 200 000 рублей.