К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Роскомнадзор предложил требовать с новых пользователей соцсетей номер паспорта


Роскомнадзор хочет запрашивать у новых пользователей социальных сетей и мессенджеров реквизиты паспорта, адрес проживания и другие сведения. Требование об этом содержится в проекте приказа о работе системы по сбору согласий на обработку персональных данных. Эксперты предупреждают о риске утечек и злоупотреблений при сборе такого объема информации

Роскомнадзор намерен запрашивать у новых пользователей социальных сетей и мессенджеров номер паспорта, адрес проживания, телефон и электронную почту. Их потребуется предоставить при даче согласия на обработку персональных данных через единую информационную систему (ЕИС) Роскомнадзора, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект приказа ведомства.

Документ был опубликован 23 марта для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. Он подготовлен в качестве поправок к закону о персональных данных, которые частично уже вступили в действие в марте. Новое регулирование обработки данных предусматривает, что интернет-платформы могут получать согласия от пользователей через собственную систему для их сбора согласий или через ЕИС Роскомнадзора. Пользователю позволят выбрать через какую систему давать согласие. В случае выбора ЕИС потребуется предоставить реквизиты паспорта, адрес проживания, электронную почту и номер телефона. Какие данные сможет запрашивать интернет-площадка при сборе согласий, в проекте приказа не говорится. Предоставленные пользователем данные будут проверять через портал госуслуг, ЕИС планируется интегрировать с ним. В ведомственной системе смогут регистрироваться и юридические лица, вводя свои реквизиты (ИНН, ОГРН и т.п.). Все полученные данные могут быть переданы «иным госорганам в случаях, определенных федеральными законами», следует из проекта, вынесенного на обсуждение.

Роскомнадзор потребовал от Telegram ограничить ботов в сборе персональных данных

 

Автор поправок, депутат Госдумы от Единой России Антон Горелкин рассказал газете, что инициатива надзорного ведомства нацелена на соцсети и мессенджеры, именно им, предстоит выбрать — запускать свои системы для сбора согласий или использовать ЕИС. Собирать согласия, уточнил собеседник, потребуется только с новых пользователей онлайн-сервисов, но за невыполнение требований об их сборе владельцам интернет-платформ грозят штрафы до 100 000 рублей. В действующей версии поправок, отмечает газета, под требования нового регулирования обработки данных попало любое распространение данных с согласия гражданина — как полученных дистанционно, так и офлайн. Операторами персональных данных могут выступать органы власти,  юридические и физические лица, в их числе соцсети, мессенджеры, сервисы знакомств, платформы бесплатных объявлений, банки, операторы связи и прочие. Они определяют, какие данные будут обрабатывать и с какой целью. В 2017 году регистрировать пользователей соцсетей по паспорту, чтобы отсечь от них несовершеннолетних, предлагал депутат Виталий Милонов, тогда правительство не поддержало законопроект.

Роскомнадзор предложил ограничить передачу данных россиян зарубежным интернет-компаниям

 

По словам генерального директора сервиса знакомств Mamba Андрея Бронецкого, требования нового регулирования —  «в русле общих трендов по работе с данными пользователей», а рынок «и так им следует». «Мы удаляем информацию о пользователях по их первому запросу, с этим нет проблем», — сказал он. Бронецкий считает, что соцсети вряд ли будут прибегать к услугам ЕИС, а пользователи «возможно, будут с опасением смотреть на предложение предоставить паспортные данные». В «Авито» в целом поддерживали «расширение возможностей пользователей контролировать использование данных», сообщила руководитель направления по работе с госорганами компании Анна Верещагина. По ее словам, каждый сервис будет сам прорабатывать механизм реализации новых норм, оттока пользователей в компании не прогнозируют. Она добавила, что правила использования системы Роскомнадзора «еще предстоит рассмотреть». Viber и Ассоциация больших данных (объединяет «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, операторов связи и др.) отказались от комментариев. Facebook, Google, «Одноклассники», «ВКонтакте», ICQ и Роскомнадзор не ответили на запрос.

Правительству предложили приравнять платежные данные россиян к персональным

По оценке эксперта «Роскомсвободы» Михаила Третьяка, Роскомнадзору и соцсетям ни к чему такой объем данных, если они «не планируют передавать их правоохранительным органам или монетизировать через рекламу».  Он считает, что в предложенном порядке есть риск злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин отмечает, что в проекте Роскомнадзора не отражены принципы обеспечения безопасности системы. Такой «суперагрегатор согласий» будет популярной мишенью для злоумышленников, сказал он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+