Российский автопром столкнулся с дефицитом микросхем для электроники машин
Российские поставщики электроники для автомобилей столкнулись с дефицитом микросхем. Проблемы могут продлиться до полугода и повлиять на выпуск автомобилей, которые не могут быть поставлены на рынок без необходимых устройств
Производители электроники для российского автопрома столкнулись с общемировым дефицитом микросхем — в отдельных случаях не покрывается до 40% заказа. Сейчас автозаводы покрывают дефицит со складов, но проблемы могут затянуться не менее чем на полгода, а без модулей с чипами автомобили не смогут попасть на российский рынок, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка электроники и автопроизводителей.
Дефицит коснулся тех микросхем, которые необходимы для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, мультимедийных систем и других, рассказал глава комитета АЕБ по автокомпонентам Алексей Беляев. По его словам, даже для работы кнопок на руле нужна управляющая микросхема. По оценке гендиректора НПП ИТЭЛМА Евгения Горелика, у производителей «высочайший дефицит компонентов, работают по их фактическому наличию». Собеседник газеты предположил, что дефицит чипов для автомобильной промышленности в мире возник из-за того, что весной прошлого года автоконцерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась не готова к возобновлению производства.
Капитализация Hyundai и Kia упала на $8,5 млрд после срыва переговоров с Apple
По словам Горелика, цикл производства микросхем составляет до полугода. Сначала выращиваются кремниевые кристаллы, а потом их устанавливают в корпус. «Учитывая специфику производства кристаллов, запуски их выращивания производятся нечасто, ежеквартально или даже один раз в год, и производятся они обычно в очень большом количестве, часть из которого попадает в корпусирование, а другая — лежит на складе. Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет», — рассказал эксперт. По оценкам IHS Markit, из-за недостатка полупроводников в первом квартале будет отложено производство около 1 млн автомобилей по всему миру (около 5% от общего выпуска). Спрос на чипы вряд ли будет удовлетворен по крайней мере до второго полугодия 2021 года, сообщала Financial Times.
Удивительная история автопрома Восточной Европы: от предмета для шуток до символа эпохи перемен
«Мы закупаем у поставщиков не чипы, а изготовленную по нашей документации печатную плату терминала ЭРА-ГЛОНАСС, где уже напаяны около 200–250 основных элементов, и сейчас наш заказ не покрыт примерно на 30–40%», — рассказал Николай Борисенко, гендиректор «Сантэл Навигации», которая поставляет приборы ЭРА-ГЛОНАСС СП Daimler и КамАЗа, Ford Otosan, Isuzu, Chery, «Белджи» и другим автопроизводителям. В НП ГЛОНАСС газете сообщили, что трудности начались в ноябре 2020 года, «если раньше сроки поставки составляли три-четыре месяца, то сейчас — шесть-девять месяцев, на некоторые позиции заказы принимают уже на 2022 год». По словам представителя НП, производители устройств ЭРА-ГЛОНАСС находятся «в трудных переговорах» с автоконцернами по переносу сроков поставок. Машины без ЭРА-ГЛОНАСС на российском рынке продать нельзя. В Минпромторге заверили, что у российских автопроизводителей нет перебоев с поставками электроники.
Samsung предупредил об угрожающем рынку смартфонов дефиците чипов для автопрома
В BMW признали, что большинство производителей почувствовали нехватку полупроводников в конце 2020 года, но «смогли максимально быстро адаптироваться к изменениям». В АвтоВАЗе сообщили, что создали специальную рабочую группу по мониторингу ситуации с дефицитом. В Daimler ее тоже постоянно отслеживают «в тесном сотрудничестве» с поставщиками и адаптируют производственные программы, если требуется. В Stellantis «держат ситуацию на контроле», но отметили, что рисков, связанных с производством Peugeot, Citroen, Opel, нет. В «Соллерсе» сказали, что предприятий группы проблема не коснулась, но из-за общей ситуации на мировом рынке риски дефицита сохраняются. Основные поставщики электроники у «Соллерса» — Bosch (УАЗ / Ford Transit), а также Continental, Valeo и Visteon (Ford Transit).
Nvidia приготовилась заключить крупнейшую сделку на рынке микросхем
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» сказал, что в среднем запас комплектующих у автоконцернов рассчитан на один-два месяца. Он считает, что дефицит мог прямо не отразиться на российских заводах из-за небольших объемов рынка и из-за того, что глобальные офисы перераспределяют поставки в пользу хорошо продаваемых моделей. Горелик отметил, что замена поставщика микросхем в автопроме сильно затруднена. В случае с ЭРА-ГЛОНАСС сертификация терминала длится четыре-пять месяцев, и только по ее итогам транспортное средство получает разрешение на выпуск на рынок (ОТТС), добавил Борисенко. Беляев указал, что непокрытый заказ может быть опасен в долгосрочной перспективе. «В 2020 году TSMC (крупнейший производитель микросхем с долей рынка 55%) отвечала за 70% мирового рынка автомобильных микроконтроллеров, что при этом составило лишь 3% ее товарооборота. Для сравнения: микросхемы для смартфонов составили 48% продаж TSMC. Несложно представить, что для них в приоритете», — отметил собеседник издания.