Конвенцию о дорожном движении 1968 года перепишут под беспилотные машины
Россия вместе с Бельгией, Люксембургом, Португалией, Францией, Финляндией, Швейцарией и Швецией инициировала пересмотр Конвенции о дорожном движении. Пересмотр документа необходим для допуска на дорогу беспилотных автомобилей
Россия, Бельгия, Люксембург, Португалия, Франция, Финляндия, Швейцария и Швеция предложили Экономическому и социальному совету (ЭСС) ООН пересмотреть Конвенцию о дорожном движении, принятую в 1968 году. Изменения в документ, которые инициировали Россия и ряд европейских стран, касаются допуск на дороги общего пользования беспилотных автомобилей. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на материалы ЭСС ООН.
Стран-участниц Конвенции о дорожном движении, которая была подписана в 1968 году в Вене, сейчас насчитывается 91. Она стандартизирует правила дорожного движения для всех них. В документе указывается, что контроль над транспортным средством осуществляет человек, а участие в нем роботом не предусматривается, пояснил газете руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. По регламенту секретариат ЭСС ООН должен разослать в административные органы стран-участниц предложения по изменению документа. На ответы и возражения дается 12 месяцев. Если количество возражающих не превысит треть, то генеральный секретарь конвенции информирует все страны о вступлении в силу этого решения через шесть месяцев. Таким образом до вступления поправок в силу пройдет не менее полутора-двух лет, поделились прогнозом в «Автонете» (одно из направлений платформы Национальной технологической инициативы).
Без царя в голове. Как беспилотные автомобили перекраивают реальность
Представитель «Автонет» рассказал, что модификация конвенции - «это первый пункт дорожной карты «Автонет», утвержденной правительством». «Два года назад мы совместно с Минтрансом подготовили и внесли соответствующее предложение на площадке ООН. Нас тогда поддержала Франция и Швейцария, но в целом идея не была реализована немедленно – тогда коррекцию сочли преждевременной. Сейчас процесс возобновился, у самой идеи изменения конвенции сторонников больше, соответственно, шансы на успех выше», — добавил он. Россия и европейские государства предлагают ввести в конвенцию понятие «автоматизированной системы вождения», (программно-аппаратного комплекса, осуществляющего динамический контроль за машиной). Предлагается внести в конвенцию пункт о том, что автоматизированная система может быть признана водителем, если транспортное средство соответствует техническим и эксплуатационным требованиям признавших поправки государств.
Беспилотные автомобили: из-за чего Россия безнадежно опаздывает
В Минтрансе газета сообщили, что подготовка изменений в конвенцию, разрешающих эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств, велась протяжении нескольких лет на площадке Глобального форума по безопасности дорожного движения при ООН с участием представителей Минтранса и МВД России. «Сейчас ведется оформление одобренных изменений в нее. Они позволят использовать беспилотный транспорт на дорогах общего пользования», — сказали в министерстве. Позже будет создана группа экспертов по подготовке новой конвенции. В случае если многие участники конвенции не поддержат предлагаемые изменения, обойти ее положения будет крайне сложно, отмечают опрошенные изданием эксперты. Для внедрения в России беспилотного транспорта необходимо менять не только международные договоренности, но и национальное законодательство, добавляют юристы.