«Противоречие двух целеполаганий»: глава «Яндекса» объяснил причину раздела активов со Сбербанком
Развитие экосистемы Сбербанка, конкурирующей с сервисами «Яндекса», стало причиной их «развода», рассказал глава IT-компании Тигран Худавердян. По его словам, стало непонятно, как «сочетать одновременно брак и конкуренцию»
Решение Сбербанка развивать собственную экосистему, которая стала конкурировать с «Яндексом», привело к тому, что компании прекратили продолжавшееся много лет сотрудничество и разделили активы. Об этом в интервью РБК рассказал управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян.
«Стало совершенно непонятно, как можно сочетать одновременно брак и конкуренцию. Я думаю, что фундаментальная проблема заключалась в том, что возникло противоречие двух целеполаганий, скажем так. С одной стороны, компании конкурируют друг с другом. С другой стороны, они должны что-то вместе делать», — объяснил «развод» компаний Худавердян.
Немного прозрачности не повредит: зачем компании раскрывают количество запросов от властей
По его словам, сохранить союз не помогло и жесткое разделение сфер деятельности. Смириться с ограничениями можно, только когда они не мешают развитию, рассуждает Худавердян, а «когда это начинает стеснять и тебе приходится вставать на цыпочки, то долго в реальности невозможно это выдерживать, поэтому эта конструкция не могла долго существовать в таком состоянии напряжения».
Глава «Яндекса» при этом отметил, что без партнерства со Сбербанком компания «не рискнула бы пойти в длительный поход» в онлайн-торговлю. «Онлайн-торговля — это такой сложный, серьезный, новый бизнес. Мы искренне Сбербанку благодарны, что он нас подтолкнул», — заявил он.
«Пообсуждали и разошлись»: почему развалилась сделка «Яндекса» и Тинькофф Банка
Сбербанк и «Яндекс» хотели вместе создать «российский Amazon» и в 2018 году запустили маркетплейс «Беру» на базе «Яндекс.Маркета». Летом этом году они объявили о «разводе» и разделе общих активов. По условиям сделки банк выкупил долю (25% плюс 1 рубль) в сервисе «Яндекс.Деньги» за 2,4 млрд рублей. «Яндексу» полностью перешла компания Yandex.Market B.V., которая работает в России под брендами «Яндекс.Маркет», «Беру», «Суперчек» и другими. Сумма сделки составила 42 млрд рублей, а совокупная прибыль Сбербанка от продажи — около 20 млрд рублей до налогообложения.