«Яндекс» впервые раскрыл статистику по выдаче данных пользователей властям
«Яндекс» впервые опубликовал статистику по запросам на передачу информации о своих пользователях, которые он получил от российских госорганов. Согласно отчету, в первой половине текущего года компания получила 15 376 запросов на раскрытие данных пользователей, 12 908 (почти 84%) из них компания удовлетворила.
Больше всего запросов на выдачу данных поступило в отношении пользователей сервисов «Яндекс.Паспорт» и «Яндекс.Почта». Компания получила 8867 запросов от силовиков и по 7743 (87%) из них передала информацию.
«Пообсуждали и разошлись»: почему развалилась сделка «Яндекса» и Тинькофф Банка
«Яндекс.Паспорт» — ключевой сервис для управления аккаунтом в «Яндексе», в котором хранятся имя и фамилия пользователя, его номер телефона, сведения о привязанных банковских картах, история входов в аккаунт и сведения об устройствах, с которых их совершали, привязанные аккаунты в соцсетях и другие данные. «Очень часто запросы к тому или иному сервису сводятся к предоставлению данных из «Яндекс.Паспорта». Например, это может быть запрос о пользователе, который использовал один из сервисов «Яндекса» для мошенничества», — говорится в отчете компании.
В публикации «Яндекса» также отмечается, что доступ к переписке пользователя «Яндекс.Почты» компания предоставляет только по судебному решению, ограничивающему право человека на тайну переписки.
На втором месте по числу запросов от государственных структур находится «Яндекс.Такси». За полгода госорганы направили «Яндексу» 5280 обращений с требованием предоставить информацию о пользователях сервиса, из них компания удовлетворила 4113 запросов (78%).
По всем запросам госорганов «Яндекс» выдает только минимально необходимые данные, сказал «Медузе» глава пресс-службы компании Илья Грабовский. «По «Яндекс.Такси» это может быть, например, номер автомобиля и данные водителя», — добавил он. Впрочем, как отметил Грабовский, иногда госорганы могут запросить информацию о передвижениях пользователя, «если запрос пришел по официальному каналу и соответствует всем требованиям», компания раскрывает и эти данные. «Отмечу еще, что маршрут может быть нужен в случаях, когда произошла какая-то авария, а виновник покинул место [ДТП]. Или вообще понять, был ли таксист на заказе «Яндекс.Такси» или нет в это время», — сказал представитель «Яндекса».
На остальные сервисы компании пришлось 1229 запросов от госорганов, из которых компания удовлетворила больше тысячи обращений. Илья Грабовский заявил, что отныне «Яндекс» будет публиковать подобные отчеты каждые полгода, но не уточнил, почему компания решила опубликовать эту статистику впервые именно сейчас.
«Яндекс» обязан предоставлять данные своих пользователей по российскому законодательству, положения об этом есть в законах «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативных актах, уточняется в отчете компании. Полномочия запрашивать данные есть у МВД, Следственного комитета, прокуратуры, ФАС, ФТС, судов и некоторых других органов власти.
Фото Макса Новикова для Forbes