Глава ФРИИ предложил не инвестировать бюджетные деньги в стартапы
Государственные фонды вынуждены больше переживать за правильность процедур, чем за перспективность инвестиций в венчурные проекты, из-за чего нередко теряют деньги, считает глава ФРИИ. Государству, по его мнению, следует выбрать другие инструменты поддержки венчурного рынка
Руководитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов считает, что в России нужно перестать использовать бюджетные средства для венчурных инвестиций, поскольку в нынешних реалиях государственные венчурные фонды больше заботятся о соблюдении правильных процедур, чем об эффективности своих вложений. Об этом Варламов сказал в интервью РБК, комментируя арест главы Российской венчурной компании(РВК) Александра Повалко.
«До конца не понял, за что арестовали Повалко. Из того, что читал, следует, что он неверно трактовал какие-то корпоративные процедуры, но его желанием было не потерять деньги. Такой сигнал приведет к тому, что процессы еще чаще будут соблюдать ради процессов», — считает руководитель ФРИИ.
Почему половина стартапов в России не сможет привлечь инвестиции
По мнению Варламова, РВК, которая отвечает за создание фондов для финансирований инновационных компаний, оказалась в более опасной ситуации, чем другие институты развития, которые выдают стартапам гранты, не входя в капитал. А проблемы, подобные тем, что возникли у РВК, могут появиться и у других организаций, которые используют бюджетные средства для венчурных инвестиций, считает он.
Варламов предлагает обратиться к альтернативным инструментам поддержки венчурного рынка, например тратить на инвестиции часть пенсионных средств или стимулировать корпорации инвестировать в венчур, освобождая их от налогов. «Китай недавно создал фонд поддержки полупроводниковой продукции на $45 млрд, и в него скинулись многие корпорации, включая, например, China Tobacco, для которой полупроводники — непрофильная продукция», — отметил руководитель фонда.
«Он боялся тратить деньги»: как арестованный глава РВК управлял компанией и что из этого вышло
Александр Повалко оказался под домашним арестом летом этого года за инвестицию, которую РВК сделала почти за год до назначения его главой компании. По версии следователей, он не добился досрочного погашения займа, выданного в 2012 году компании Soft Machines Inc. созданным при участии РВК фондом RVC I LP. Опрошенные Forbes собеседники называли Повалко осторожным бюрократом, который в своей работе всегда предпочитал перестраховаться, опасаясь уголовного преследования.
Опасность, связанная в России с использованием бюджетных средств для инвестирования в венчур, обсуждается не первый год. Прошлой осенью бывший тогда помощником президента Андрей Белоусов заявил, что в стране отсутствует ниша венчурного финансирования, поскольку неудачное вложение государственных денег может обернуться тюремным заключением. «Поэтому, естественно, все убегают от этого венчурного финансирования», — пояснил Белоусов. Путин тогда поручил выработать предложения по изменению законодательства.
Исповедь пессимиста из списка Forbes. Почему стартапы уезжают из России
Накануне Белоусов заявил, что российское правительство планирует до конца нынешнего года запустит венчурный Фонд фондов. В ближайшие два года из бюджета на него будет потрачено 14 млрд рублей, при этом предполагается, что в дальнейшем на 50% фонд будет финансироваться частным бизнесом. Владимир Путин отметил, что поскольку основные финансовые риски будут нести компании, за ними должно оставаться право выбора инвестиционных проектов.
Самые успешные венчурные капиталисты мира — 2019: рейтинг Forbes
Самые успешные венчурные капиталисты мира — 2019: рейтинг Forbes