Московское метро потратит 1,4 млрд рублей на систему распознавания лиц в вагонах
Московское метро готово потратить 1,4 млрд рублей на оснащение примерно четверти вагонов системой распознавания лиц. На каждый вагон рассчитано по восемь камер
Московский метрополитен объявил тендер на создание в вагонах системы распознавания лиц, следует из информации на сайте госзакупок. Начальная цена контракта — больше 1,39 млрд рублей. На тендер Московского метро обратила внимание «Русская служба Би-би-си».
Системой распознавания лиц планируется оснастить 1538 вагонов, указано в приложенной к закупке документации. Это чуть больше четверти всего подвижного состава: как говорится на сайте метро, парк насчитывает 5956 вагонов. В рамках контракта должны быть закуплены 12 304 камеры, то есть по восемь на каждый вагон. Кроме того, закупаются около 400 серверов распознавания лиц, около 1500 коммутаторов для системы, 400 LTE-маршрутизаторов. Подрядчик должен запустить систему в течение 180 календарных дней с момента заключения контракта — в работы входит также установка оборудования и программного обеспечения.
Руководство метрополитена не ответило на запрос« Русской службы Би-би-си» о том, когда камерами с распознаванием лиц будут оснащены все вагоны. Мэр Москвы Сергей Собянин говорил в январе, что внедрение полноценной системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц будет завершено в метро к 1 сентября 2020 года. С 1 января такая система действует на территории города — на улицах и во дворах: камеры заменили на новые с записью в HD-качестве, а также запустили искусственный интеллект по распознаванию лиц.
Как Москва получила за $3,2 млн лучшую в мире систему распознавания лиц
Система видеонаблюдения и распознавания лиц использовалась в городе с февраля для контроля за соблюдением режима обязательной самоизоляции, который вводился для людей, зараженных коронавирусом либо контактировавших с инфицированными. Например, так выявляли людей, которые вернулись из-за границы и должны были две недели сидеть дома, но нарушали режим, рассказывал Собянин. После введения карантина в городе систему стали применять и для контроля перемещений жителей в целом. По данным видеокамер москвичам выписывались штрафы за нарушение самоизоляции, суд в июне признал эти штрафы законными.
«Русская служба Би-би-си» писала в апреле, что Москва использует около 170 различных систем для сбора данных о людях, дорогах, автомобилях, зданиях, канализации, торговых палатках, детских площадках и других составных частях города — не только в период самоизоляции, но и каждый день. С 2012 года на развитие системы сбора и анализа данных было выделено около 500 млрд рублей.
Как пишет Би-би-си, данные о пассажирах метро собираются и через систему персональных коммуникаций на основе использования больших данных. На ее создание было выделено 252 млн рублей. В рамках системы мэрия узнает пол, возраст, уровень дохода и социальный статус пассажиров метро. Также в систему попадают номера телефонов, по которым можно идентифицировать человека, утверждает Би-би-си. Она сообщает, что с помощью оператора сети Wi-Fi в метро — компании «МаксимаТелеком» — номера проездных «Тройка» сопоставляются с номерами телефонов, которые используются в том числе для SMS-рассылок — например, уведомлении о закрытии станций. Кроме того, система агрегирует данные от оператора городского велопроката «СитиБайк», говорится в тексте.
«МаксимаТелеком» отрицает свое участие в работе системы персональных коммуникаций, отметила «Русская служба Би-би-си». «СитиБайк» сообщила редакции, что не получала предложений о передаче данных в систему ни от московского метро, ни от его подрядчика.