Большинство российских работников захотели вернуться на удаленку
83% россиян захотели работать удаленно полностью либо частично вследствие пандемии коронавируса 2020 года, показало онлайн-исследование, проведенное Boston Consulting Group и рекрутинговой компанией The Network. Сейчас такой формат работы могут себе позволить около 38% опрошенных ими российских работников.
Исследование проводилось в октябре-декабре 2020 года: было опрошено 209 000 работников в 190 странах мира, в том числе около 17 000 — в России. Большинство опрошенных — люди в возрасте от 20 до 40 лет, работающие преимущественно в бизнесе. С некоторыми из респондентов авторы исследования также провели онлайн-интервью.
В качестве сравнения
Пандемия вынудила работодателей во всем мире переводить своих сотрудников на удаленную работу полностью либо частично. Изменения произошли и России, но не такие радикальные: если в мире в целом 51% опрошенных респондентов в конце 2020 года работали удаленно хотя бы день в неделю, в России большинство работников продолжали трудиться «по старинке». Тем не менее, подавляющее большинство россиян — как и большинство работников других стран — хотели бы иметь возможность хотя бы частичной удаленной занятости. Сейчас найм удаленных работников в России растет, отмечает руководитель Службы исследований hh.ru Мария Игнатова. «С января по март 2021 число вакансий с постоянной удаленкой растет в среднем на 38% ежемесячно, — отмечает она. — Если в декабре 2020 года их было 20 000, то за неполный март их число превысило 51 000. Аналогичная динамика сохраняется и на уровне резюме: за три зимних месяца 2021 года на hh.ru работу на постоянной удаленке искали 1 млн соискателей, за неполный первый месяц весны их стало уже 632 000».
- COVID и безработица: 30% россиянок потеряли работу в пандемию
- Герой без галстука: почему от пандемии выиграли люди с гибким мышлением
- Расходный дом: почему не всем компаниям пандемия помогла сэкономить на удаленке
В мире желающих перейти на частичную или полную удаленку еще больше, чем в России — девять из десяти человек. Их большинство даже в отраслях, где такой формат работы в принципе мало возможен. Например, лишь 29% врачей и медработников и 19% рабочих производств в мире трудились удаленно во время пандемии, а хотели бы 79% и 70% соответственно. 79% соцработников хотели бы работать удаленно — дистанционно были заняты 39% из них.
На что жалуются россияне
Данные по России показывают, что работники секторов экономики, связанных с ручным трудом (например, производство) и необходимостью взаимодействия с людьми, считают себя наиболее пострадавшими от пандемии: это касается и психологического состояния, и качества руководства, и других аспектов рабочего процесса. В среднем россияне значительно хуже оценивают последствия пандемии коронавируса для своей работы, чем респонденты в мире: гибкость руководства в отношении удаленки и графика, по их оценке, практически не изменилась, а эффективность деятельности, качество управления и командной работы, а также баланс между трудом и личной жизнью ухудшились (в то время как глобально респонденты отметили улучшение качества командной работы и рост гибкости работодателей). Крайне негативно россияне оценили то, как пандемия сказалась на их психическом и физическом состоянии.
Особенно пострадали в этом плане работники сектора услуг, продаж и социального обеспечения, где большинство сотрудников не имели возможности заниматься своей деятельностью удаленно и были более подвержены риску заразиться. На ухудшение психофизиологического состояния больше всего жалуются в том числе работники здравоохранения и социального обеспечения — люди, непосредственно задействованные в борьбе с распространением заболеваемости и поддержке столкнувшихся с финансовыми проблемами людей. Они же попали в число самых перерабатывающих респондентов.