Всемирный банк: реакция чиновников на онлайн-жалобы москвичей о состоянии дорог прибавляет кандидату от власти голоса на выборах мэра Москвы
В России, как в Боливии и Венесуэле, институты участия граждан в управлении помогают кандидатам от действующей власти на выборах, утверждают авторы исследования, опубликованного Всемирным банком
Всемирный банк опубликовал исследование о взаимосвязи количества онлайн-обращений жителей Москвы по поводу качества столичных дорог и результатами Сергея Собянина на выборах мэра в 2013 и 2018 годах. Из расчетов исследователей следует, что одна жалоба, на которую отреагировали чиновники, приносит мэру на выборах от 29 до 44 голосов.
Авторы исследования Нисан Горгулу, Гульназ Шарафутдинова и Евгенийс Стейнбукс анализировали массив жалоб более чем в 200 тысяч обращений, поданных в 2013-2018 годах через приложение «РосЯма» (проект Фонда борьбы с коррупцией) и через официальный портал «Наш город». В 2013 году основатель ФБК Алексей Навальный участвовал в выборах мэра Москвы и набрал 27,2% голосов. В исследовании отмечается, что увеличение числа онлайн-жалоб на дорожные ямы ведет к росту числа голосов за действующего мэра и обеспечивает больший отрыв победителя от его ближайшего соперника.
«Бюджеты треснут»: Собянин объяснил невозможность раздачи денег россиянам
Для выявления этой зависимости эксперты Всемирного банка использовали пространственную авторегрессионную модель (SAR), учитывающую, что жалобы регистрируются в 125 муниципальных районах Москвы. В исследовании отмечается, что политический эффект достигается не за счет инструментов подачи жалоб, а за счет реагирования властей на них. В Москве, указывают данные исследования, в 80% случаев проблемы на дорогах, указанные в жалобах жителей, разрешаются в двухнедельный срок.
Между тем выявленная зависимость не является обычной, отмечают эксперты Всемирного банка. В городах демократических стран она как раз носит обратный характер. Так, американском городе Сан-Диего увеличение количества онлайн-жалоб ухудшает результаты на выборах у чиновника, уже занимающего эту должность. Таким образом действующей власти при голосовании приходится отвечать за то, что при ней ситуация на дорогах ухудшилась. Исследователи предположили, что в России, как и в Мексике, Боливии и Венесуэле, институты участия граждан в управлении помогают кандидатам от действующей власти на выборах. «Московские избиратели, судя по всему, голосуют рационально и вознаграждают власти, ответственные за эффективное управление в конкретных сферах», — отмечается в исследовании. Поддержание дорог в хорошем состоянии — относительно легкий способ зарабатывать политические очки, делают выводы эксперты Всемирного банка.
Кадетское братство: кто стоит за одним из крупнейших подрядчиков Москвы времен Собянина
По оценке президента фонда «Петербургская политика», политолога Михаила Виноградова, которую приводит РБК, трудно определить, насколько оперативная столичная система реагирования на жалобы влияет на удовлетворенность горожан. Часть дорожных проблем в столице не имеет решения, устраивающего всех, а недовольство автомобилистов растет, а не снижается. По его словам, работа с жалобами лишь демонстрирует «способность власти реагировать на сигналы», но отношение к ней «в большей степени задается активностью конкурентов (например, тех, кто критикует власть), а не собственными ее достижениями».