Лаборатория химфака МГУ нашла в привезенной с Камчатки воде продукты распада ракетного топлива. Эти вещества появляются техногенным путем и «не могут в природе находиться вообще никак», отметил эколог
Лаборатория химического факультета МГУ обнаружила в воде бухты Большая Лагерная следы ракетного топлива. Об этом эколог Георгий Каваносян рассказал журналисту Алексею Пивоварову в интервью для YouTube-канала «Редакция».
«Мы нашли в одной из проб — тех, которые вы привезли и передали мне, — продукты распада ракетного топлива», — отметил Каваносян. Он подчеркнул, что два продукта распада были найдены двумя разными методами, поэтому можно сделать «практически стопроцентное заявление»: исходным веществом, находившимся в воде, был именно гептил — компонент топлива. Обнаруженные химиками вещества появляются техногенным путем и «не могут в природе находиться вообще никак», подчеркнул Каваносян.
«Редакция» также опубликовала официальное заключение лаборатории МГУ. В нем подчеркивается, что предположение о наличии в воде гептила «весьма убедительно», но для «однозначного подтверждения» нужно более детальное изучение проб воды и почвы.
Декан химического факультета МГУ Степан Калмыков в интервью уточнил, что специалисты лаборатории проанализировали 20 проб, и только в одной пробе воды нашли следы продуктов окисления гептила. По его словам, важно сделать полноценный отбор проб, чтобы не судить по одной точке.
Загрязнение воды на Камчатке привлекло внимание из-за жалоб серферов и сообщений о гибели животных. Проверка в районе Халактырского пляжа выявила превышение по нефтепродуктам и по фенолу. В дальнейшем превышения по вредным веществам были обнаружены и в других водоемах региона.
Следственный комитет 23 октября назвал природное загрязнение приоритетной версией случившегося на Камчатке — подтверждения другим версия следователи найти не смогли. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин также заявил, что причиной гибели морских животных на Камчатке стала токсичность водорослей. При этом власти, по его словам, пока не понимают, что могло спровоцировать такую реакцию растительности. Повышенная токсичность водорослей может быть связана, например, с поступлением в море неочищенных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод, отметила в колонке для Forbes координатор проектов по климату и энергетике Greenpeace Россия Елена Сакирко.