Демограф заявил о приближении России к самой высокой избыточной смертности от COVID-19 в Европе
Ежедневная статистика по смертности от COVID-19 в России преуменьшает реальное число жертв, заявил Bloomberg бывший сотрудник Росстата Алексей Ракша. «Есть риск, что избыточная смертность на душу населения в России будет самой высокой в Европе», — сказал он.
По словам демографа, публично доступную ежедневную статистику смертности от коронавируса, которую публикует оперативный штаб, следует «умножать на три». Согласно данным Росстата, в России с апреля по август скончались почти 46 000 человек с коронавирусом — это более чем в два раза больше, чем по статистике оперативного штаба за тот же период, отмечает Bloomberg. Избыточная смертность за этот период в России составляет 115 000 человек, что в пересчете на численность населения ставит Россию ближе к Испании и Великобритании — европейским странам с самой высокой смертностью, заявил Ракша.
В августе, по данным Росстата, в России коронавирус стал основной причиной смерти 3863 человек, еще у 3600 он считается важным состоянием, которое могло, но не обязательно непосредственно привело к гибели. По данным оперативного штаба, за тот же месяц суммарная смертность от коронавируса составила 3241 человека (цифра получена вычитанием смертности по статистике на 1 августа из данных на 1 сентября).
Проблема частично связана с тем, что Росстат раскрывает статистику по смертности с задержкой в один месяц, пояснил Ракша. При этом Росстат мог бы публиковать данные и раньше, поскольку он собирает сведения ежедневно и передает их в засекреченном виде в правительство, утверждает Ракша.
Неизвестные смерти: что скрывается за коронавирусной статистикой
Росстат не публикует статистику каждый день, потому что не хочет создавать путаницу, публикуя сырые, не подтвержденные данные, заявил Bloomberg представитель агентства. Он отказался комментировать слова Ракши о том, что данные отправляются в правительство. Оперативный штаб сообщил Bloomberg, что публикация статистики смертности от COVID-19 иногда затягивается из-за времени, которое требуется на проведение вскрытия.
Директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский сказал Bloomberg, что Ракша прав в том, что критикует методы публикации данных. При этом он отметил, что никто не может быть уверен на 100% в том, каковы реальные показатели смертности.
Демограф Алексей Ракша стал широко известен весной, когда, будучи советником в Росстате, публично высказал сомнения в публикуемых властями данных по смертности от COVID-19. В частности, он предполагал, что недорегистрация смертей происходит в Москве. В интервью The New York Times демограф говорил, что Москва не сообщает о порядка 70% смертей, связанных с коронавирусом, а регионы — о порядка 80%. Московское правительство и вице-премьер Татьяна Голикова опровергали эти выводы. Но в Москве с конца мая изменили методику подсчета жертв коронавируса и стали включать в нее все летальные случаи, связанные с COVID-19, а не только те, где болезнь стала основной причиной смерти.
«Всем все понятно»: усомнившийся в официальной статистике по COVID-19 демограф покинул Росстат
В июле Ракша сообщил, что покинул Росстат. Это «идея не моя и не Росстата», объяснял он тогда. В разговоре с Forbes Ракша пояснил, что не знает точно, кто стал инициатором его ухода, но предположил, что это связано с его «активностью». Bloomberg Ракша рассказал, что его попросили уйти после того, как он раскритиковал Росстат. Агентство сообщило, что Ракша ушел по собственному желанию.
Рейтинг Forbes: сколько миллиардеры химики и металлурги потратили на борьбу с COVID-19
Фото Сергей Карпухин/ТАСС