Суд отказался отпустить Сафронова из-под ареста
Мосгорсуд отказался отпустить из СИЗО бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене. Сафронов был арестован больше недели назад, и только в четверг ФСБ впервые ознакомила защиту с материалами дела, содержащими гостайну
Мосгорсуд признал законным арест бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, отклонив жалобу защиты, сообщает ТАСС. При этом суд исключил из решения предыдущей инстанции об аресте Сафронова упоминание его якобы длительного сотрудничества с сотрудником чешской разведки.
В четверг ФСБ впервые ознакомила Мосгорсуд и защиту с материалами дела, содержащими государственную тайну, рассказал адвокат Сафронова Иван Павлов. По его словам, речь идет о материалах оперативно-разыскной деятельности. Павлов также отметил, что информацию о передаче Сафроновым чешским спецслужбам сведений, содержащих государственную тайну, ФСБ получила от генерала Службы внешней разведки, фамилия которого не была указана.
Павлов не стал участвовать в рассмотрении жалобы на арест Сафронова, чтобы избежать подписки о неразглашении и иметь возможность комментировать дело. «Коллеги поручили мне быть связным между тем, что происходит в деле, и обществом. Я буду дистанционно участвовать в деле как защитник, пока с меня не возьмут подписку. Я буду избегать встречи со следователем, чтобы этот период длился как можно дольше», — отметил он. Позднее Павлов сообщил РБК, что суд мог запретить присутствующим на заседании адвокатам использовать средства связи. Он отметил, что ему написали о соответствующем требовании следствия, а затем связь с коллегами оборвалась.
Дело государственной важности: чем история Ивана Сафронова отличается от других судов о госизмене
Сафронов был арестован 7 июля до 6 сентября. Ему предъявлено обвинение по статье 275 Уголовного кодекса («Государственная измена»), которая предполагает лишение свободы на срок до 20 лет. ФСБ заявила, что Сафронов выполнял задания спецслужбы одной из стран НАТО и передал ее представителю сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну. Другие детали дела следствие не раскрывало, а суд по мере пресечения в отношении Сафронова по требованию ФСБ проходил в закрытом режиме.
Позднее адвокат журналиста Иван Павлов рассказал, что следствие считает, что Сафронова еще в 2012 году завербовали чешские спецслужбы. По словам Павлова, в деле имеется лишь эпизод, относящийся к 2017 году, когда журналист якобы передал агенту информацию о военном сотрудничестве России с африканским государством, которая затем попала к США. В этот период Сафронов работал в «Коммерсанте», в том числе в кремлевском пуле. Защита Сафронова и он сам связывают уголовное преследование с его публикациями в СМИ. Вину Сафронов отрицает.
Сафронов был корреспондентом «Коммерсанта», где до этого работал его отец, с 2010 по 2019 год. Затем до весны 2020-го он работал в «Ведомостях». С мая Сафронов стал советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.
Заявление редакции Forbes по делу Ивана Сафронова
После задержания Сафронова редакции крупнейших российских СМИ, в том числе Forbes, РБК, «Коммерсанта» и «Ведомостей», призвали рассматривать дело публично, хотя обычно дела о госизмене проходят в закрытом режиме. Сафронова поддержали журналисты РБК, «Ведомостей», «Московского комсомольца», «Российской газеты», ТАСС и телеканала «Дождь», работавшие вместе с ним в кремлевском пуле. Личные поручительства за Сафронова подписали в том числе главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, главный редактор Forbes Николай Мазурин, главный редактор телеканала Дождь Тихон Дзядко, бывший издатель «Ведомостей» Демьян Кудрявцев и основатель The Bell Елизавета Осетинская. В целом защита собрала несколько десятков поручительств и положительных характеристик на Сафронова, сообщил РБК.