Бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» и с недавних пор советника гендиректора «Роскосмоса» Ивана Сафронова подозревают в передаче данных спецслужбам Чехии. Об этом журналистам после суда сообщил его адвокат Иван Павлов, пишут «Ведомости».
Заявление редакции Forbes по делу Ивана Сафронова
По словам Павлова, следствие считает, что Сафронов якобы был завербован с 2012 года (в то время он работал в «Коммерсанте»), при этом в деле — всего один эпизод: якобы в 2017 году он передал информацию о военном сотрудничестве России с ближневосточным африканском государством. Адвокат отметил, что следователь утверждал, что «есть доказательства передачи некого документа». Однако в материалах дела нет подтверждений того, что Сафронов передавал какую-либо информацию, указал он.
Адвокат Сергей Малюкин отметил, что следователь на заседании показал судье предполагаемую переписку Сафронова с чешскими спецслужбами, однако защиту с ней не ознакомили, передает ТАСС. По его словам, в материалах по аресту Сафронова упоминаются и США — как страна, получившая секретные сведения через чешские спецслужбы.
Бывшего журналиста заподозрили в госизмене: главное о деле Ивана Сафронова
Павлов также отметил, что в ходе заседания суда следователь подчеркивал, что с журналистской деятельностью Сафронова дело не связано, но при этом упоминал статью о продаже российских истребителей Египту. Очевидно, что под «ближневосточным африканским государством» следствие подразумевает Египет, а сведения связаны с той самой продажей самолетов, о которой писал Сафронов в статье «Коммерсанта», полагает адвокат.
Дело было возбуждено только 6 июля, однако его материалы уже насчитывают семь томов, рассказал он, отметив, что за Сафроновым долго следили и собирали информацию.
Сафронова задержали в Москве утром 7 июля. ФСБ сообщила, что он якобы собирал и передавал представителю спецслужб одной из стран НАТО сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну. Дело возбуждено по статье о госизмене, которая предусматривает до 20 лет лишения свободы. Сам Сафронов на допросе причастность к госизмене опроверг, сообщил источник «Интерфакса». Вечером Лефортовский суд арестовал Сафронова до 6 сентября.
Советника главы «Роскосмоса» заподозрили в передаче секретных сведений спецслужбе НАТО
С 2010-го по 2019 год Сафронов работал в «Коммерсанте». В мае прошлого года его и его коллегу Максима Иванова уволили после выхода статьи о возможной отставке спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Сафронов утверждал, что к статье возникли претензии у акционера ИД «Коммерсантъ». Единственный владелец ИД — миллиардер Алишер Усманов. Его представитель утверждал, что Усманов не вмешивается в редакционную политику и узнал об увольнении журналистов из СМИ. В знак протеста против увольнений Сафронова и Иванова из «Коммерсанта» в полном составе ушел отдел политики.
С сайта «Коммерсанта» исчезла статья о поставке истребителей в Египет
За два месяца до увольнения Сафронова из «Коммерсанта» в газете вышла статья о том, что Россия и Египет договорились о контракте на поставку нескольких десятков российских истребителей Су-35. Сафронов был соавтором статьи, в тексте «Коммерсантъ» ссылался на двух неназванных «топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности». Материал был вынесен на первую полосу газеты, однако позднее статья с сайта «Коммерсанта» исчезла. Статья вызвала дипломатический скандал: госсекретарь Майк Помпео пригрозил Египту санкциями, если он не откажется от закупки российских вооружений. Рособоронэкспорт после выхода статьи опровергал информацию о контракте, однако в мае ТАСС со ссылкой на источник написал, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом.
Рогозин отреагировал на задержание своего советника по подозрению в госизмене
После «Коммерсанта» Сафронов работал в «Ведомостях», откуда ушел весной после смены главного редактора издания. В мае он был назначен советником гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Во вторник, 7 июля, «Роскосмос» заявил, что Сафронов не имел доступа к государственной тайне, а его задержание не связано с работой в госкорпорации. Рогозин заявил, что несколько лет знал Сафронова как журналиста и «не сомневался в его высоком профессионализме и личной порядочности».
Текст Ивана Сафронова для Forbes: Версия с аккумулятором. Что произошло на «Лошарике»
Фото: пресс-служба Лефортовского суда