«Всем все понятно»: усомнившийся в официальной статистике по COVID-19 демограф покинул Росстат
Демограф Алексей Ракша, который публично высказывал сомнения в достоверности официальной смертности от коронавируса в России, покинул Росстат. По его словам, его активность по поводу связанной с COVID-19 статистики вызывала замечания
Демограф Алексей Ракша сообщил в Facebook, что покинул должность советника в Росстате. «Идея не моя и не Росстата», — прокомментировал он свой уход.
В разговоре с Forbes Ракша пояснил, что не знает точно, кто стал инициатором его ухода из ведомства: «Для меня это очевидно (что решение не принадлежит Росстату. — Forbes). Это мой вывод, и косвенным образом он подтвержден. Логический такой [вывод]: всем все понятно».
Ракша предполагает, что его уход из Росстата связан с его «активностью» по поводу официальной российской статистики по COVID-19. На вопрос, высказывали ли ему замечания по этому поводу, демограф ответил положительно. От ответа на вопрос, кто именно высказывал претензии, Ракша воздержался. «Я не уверен, что могу прокомментировать в полном объеме [свой уход из Росстата]», — заявил он. О том, что он высказывал свои мысли по поводу статистики по коронавирусу, Ракша не жалеет. На вопрос, чем он теперь будет заниматься, он ответил: «Тем же самым. Я демограф. <…> Думаю, что у меня должно быть все хорошо дальше».
Неизвестные смерти: что скрывается за коронавирусной статистикой
Ракша публично высказывал сомнения в достоверности публикуемых властями данных о смертности от COVID-19. В частности, 11 мая в Facebook он предположил, что в Москве имеет место недорегистрация смертей, связанных с коронавирусом. Такой вывод он делал на основе несовпадения данных о росте смертей в городе в апреле (на 18% в сравнении с прошлым годом) и числом скончавшихся от коронавируса (почти втрое меньше этого прироста смертности). «Медузе» он говорил, что российскую статистику по смертности от коронавируса следует «умножать в среднем на три-четыре: в Москве в 2,5-2,6 раза, в регионах — до 5».
В разговоре с The New York Times Ракша заявлял, что Москва не сообщает о порядка 70% смертей, связанных с коронавирусом, а регионы — о порядка 80%. Этот материал NYT о странностях российской статистики наряду с текстом Financial Times на ту же тему вызвал критику Министерства иностранных дел. Московское правительство и вице-премьер Татьяна Голикова опровергали выводы газет. Но в Москве с конца мая изменили методику подсчета жертв от коронавируса и стали включать в нее все смерти, связанные с COVID-19.
«Ошибка интуиции»: можно ли доверять официальным данным по заражениям коронавирусом?
По данным на 3 июля, в России подтверждено 667 883 случая заражения коронавируса, прирост за последние сутки составил 6718 человек. С начала эпидемии скончались 9859 человек — 1,476% от общего числа инфицированных.