Расходы российского среднего класса выросли до максимума за 5 лет
Расходы представителей среднего класса в России в начале марта выросли до максимума за 5 лет, обнаружил Сбербанк. Экономить на продуктах они не готовы, но пытаются сократить траты на непродовольственные товары
Ежедневные расходы россиян, относящихся к среднему классу, выросли в первой половине марта до самого высокого показателя за последние пять лет. «На фоне ажиотажного спроса совокупные расходы Ивановых выросли на 23% и составили 1790 рублей», — отмечается в обзоре Сбербанка «Потребительский индекс Иванова» за первый квартал 2020 года.
Этот индекс отслеживает динамику потребительских настроений у типичного представителя российского среднего класса. На этот раз он составлен на основании опросов, проведенных со 2 по 12 марта, — еще до начала активного распространения коронавируса в России. «Таким образом, исследование отражает самое начало текущих тенденций», — подчеркнула пресс-служба Сбербанка.
Средний класс продемонстрировал рекордный почти за три года оптимизм
Опрос показал, что «Ивановы» стали чаще ходить в магазин — недельный показатель увеличился до 3,2 с 3 в предыдущем квартале и годом ранее. Ежедневные траты на приобретение продуктов питания выросли по сравнению с уровнем годичной давности на 23% и составили 1034 рубля. Общие ежедневные расходы представителей среднего класса также за год выросли на 23% и достигли 1790 рублей. Аналитики Сбербанка объясняют рост расходов тем, что россияне готовили подарки к 8 марта, стремились закупить про запас продукты питания в свете возможного введения карантина и приобретали непродовольственные товары в связи с падением курса рубля.
При этом в сложившейся ситуации потребители не хотели экономить на качестве продуктов питания: индекс готовности к переходу на более дешевые товары снизился всего лишь на 1 процентный пункт. по сравнению с четвертым кварталом 2019 года — до минус 39%. Но доля Ивановых, пытающихся сэкономить на непродовольственных товарах, заметно увеличилась, отмечает Сбербанк.
Доля россиян без сбережений сократилась до исторического минимума
На фоне новостей о распространении коронавируса общий индекс потребительской уверенности в России снизился в первом квартале 2020 года с минус 15% кварталом ранее до минус 16%. Тем не менее это выше уровня годичной давности — в первом квартала 2019 года он равнялся минус 22%.
Доля потребителей, не имеющих сбережений, увеличилась в первом квартале 2020 года до 43% (в четвертом квартале 2019 года не имели сбережений 36% респондентов). Уменьшился медианный размер депозитов у россиян с низким и средним доходами, отмечает Сбербанк. Аналитики Сбербанка связывают это с увеличением расходов на предметы домашнего обихода, в том числе на бытовую технику, на фоне падения рубля.