Экономисты предложили бороться с кризисом раздачей денег бизнесу и населению
Российские экономисты, среди которых бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко, бывший замминистра финансов Олег Вьюгин, бывший ректор Российской экономической школы, профессор экономики Sciences Po Сергей Гуриев и профессор Чикагского университета Константин Сонин представили идеи, как противостоять кризису и поддержать экономику. Итоги их обсуждения представил фонд «Либеральная миссия» в докладе «Коронакризис-2020: что будет и что делать? Сценарии развития кризиса и необходимые меры экономической политики».
- Антикризисные меры российских властей на данный момент составляют 2,5% ВВП, что экономисты считают недостаточным. Одновременное стремление правительства «переложить на частный бизнес издержки, связанные с принудительным карантином», они назвали недальновидным.
- Шаблоны кризиса 2008 года не работают при текущем кризисе: его причина не в сокращении нефтегазовых доходов и оттоке капитала, а принудительном сокращении экономической активности компаний и потребительской активности населения. Прежде всего это затрагивает малый и средний бизнес, особенно сферу услуг. Но механизмы их поддержки, в отличие от поддержки крупных предприятий и реального сектора, правительству не знакомы, не разработаны и «организационно плохо обеспечены».
- Правительство стоит перед особо сложным выбором. Средства в размере 9% ВВП, сосредоточенные в резервном Фонде национального благосостояния (ФНБ), могут понадобиться при затяжном карантине и/или долгом периоде низких цен на нефть. Одновременно непредоставление помощи в период карантина чревато разрушением малого и среднего бизнеса и платежеспособного спроса населения. Если исчезновение предприятий приобретет массовый характер, надежды на быстрое восстановление экономики окажутся несбыточными.
- «Правительство упускает время», а у компаний все равно не хватит своих средств для выживания, считают экономисты.
Что предлагают экономисты
Меры поддержки малого бизнеса и населения нужно увеличить до 4% ВВП (около 4,5 трлн рублей). Это включает и фискальные меры, и прямую поддержку (без учета средств, нужных для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов). В более радикальном варианте поддержку нужно довести до 9-10% ВВП.
Бюджетное правило о перечислении средств в ФНБ нужно изменить. Часть участников дискуссии считают, что из ФНБ нужно замещать также выпадающие не-нефтегазовые доходы бюджета. Другие предлагают использовать резервные средства для прямой поддержки населения.
- Российской экономике нужна программа количественного смягчения, только средств ФНБ недостаточно. Внутренний долг должен быть увеличен, но обязательства должен выкупить ЦБ за счет эмиссии. В условиях сжатия спроса это не должно привести к всплеску инфляции. Объем смягчения должен составить 1,5-2% при консервативном сценарии и до 6% - в радикальном.
- Нужно поддерживать население и малый и средний бизнес, включая самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Государство должно брать на себя издержки из-за принудительного ограничения экономической активности. Сейчас работники внебюджетной сферы, которые платят налоги, не получают из бюджета никакой компенсации за вынужденный простой.
- Большинство компаний не смогут расплатиться по налогам и кредитам после окончания отсрочки. Государство должно взять на себя издержки, если компания выполнит ряд условий: сохранит занятость и возобновит работу сразу после окончания карантина. «Логика здесь состоит в том, для многих компаний просто не имеет смысла пытаться сохранить себя, имея в перспективе полугода еще один финансовый шок, связанный с отсроченными выплатами», — отметили экономисты.
- Значительная часть малого и среднего бизнеса не способна сохранить занятость, а значит государство должно субсидировать зарплаты (не в полном объеме).
- Государство может произвести доплаты пенсионерам и выдать семьям субсидии на оплату ЖКХ. Более радикально настроенные участники дискуссии предложили тотальные, не заявительные выплаты по модели «безусловного дохода». Например, тем, кто не получает зарплату из бюджета и чей доход в 2019 году не превышал 1-1,5 млн рублей. «Поддержание платежеспособности населения в момент выхода из карантина является важнейшим фактором быстрого отскока экономики», — считают экономисты. Вопрос, посильны ли такие траты для бюджета при сократившихся нефтегазовых доходах, — остался предметом дискуссии.
- Крупные предприятия стоит поддерживать сдержанно и преимущественно через кредитные механизмы. У них есть резервы и возможность обслуживать и реструктурировать свои долги. Если после окончания карантина заработает малый и средний бизнес, то восстановится и спрос на продукцию и услуги крупных компаний, а обратная ситуация маловероятна.
Экономисты представили три прогноза. Они полагают, что при оптимистичном сценарии по итогам года нефть будет стоить $40 за баррель, мировая экономика вырастет на 0,7%, а российская сократится на 3,7%. При пессимистическом прогнозе нефть будет стоить по итогам 2020-го $24 за баррель, мировая экономика потеряет 3,7%, а российская — 8,6%.
Черные лебеди—2020: какие глобальные катаклизмы ударят по России и рублю в новом году
Фото Getty Images