«Трансперенси интернешнл Россия» подсчитала траты чиновников на авиаперелеты. В расследовании, опубликованном 21 февраля, утверждается, что министр промышленности и торговли Денис Мантуров за девять месяцев прошлого года предположительно совершил на частных самолетах 57 перелетов, стоимость которых оценивается более чем в 200 млн рублей
Авторы расследования изучили транспортные расходы федеральных министерств на командировки. Детальную информацию о перелетах на сайте госзакупок опубликовали четыре ведомства: Минпромторг, Минфин, Минкультуры и ныне упраздненное министерство по делам Северного Кавказа.
«Процент билетов бизнес-класса у проверенных органов власти составляют 60-80% от общих затрат на перелеты», — говорится в расследовании. «Трансперенси Интернешнл Россия» подсчитала, что стоимость бизнес-класса на рейсах, которыми летали российские чиновники, превышала эконом в три-восемь и более раз. При этом бизнес-классом летали чиновники, которым по статусу положено путешествовать в салоне экономкласса, говорится в исследовании. Согласно указу президента об авиационных перевозках, главу государства и еще девять высших должностных лиц обслуживает Специальный летный отряд «Россия». Другие чиновники летают регулярными рейсами, при этом министры могут летать первым классом, их заместители, а также помощники и главы департаментов — бизнес-классом. Остальным полагается летать экономклассом.
Президентский номер за 1,4 млн рублей: эксперты подсчитали расходы на командировки Мантурова
«Трансперенси Интернешнл Россия» указывает, что, например, сотрудники Минфина в чине ниже начальника департамента в 2018-м потратили на бизнес-класс 4,9 млн рублей, а такие же сотрудники Минпромторга — 3,7 млн рублей. Бывший замдиректора департамента международного сотрудничества Минпромторга Александр Толпаров в 2018-м налетал бизнес-классом на 1,4 млн рублей, а командировка сотрудниц Минфина Анастасии Жиловой и Анастасии Павловой по маршруту Москва — Франкфурт-на-Майне — Буэнос-Айрес — Париж — Москва обошлась в 1,6 млн рублей, указывается в расследовании.
Минфин заверил, что расходы по командированию сотрудников не выходят за рамки нормативов, пишут «Ведомости». «Высокая стоимость перелета сотрудников на одно из мероприятий была связана с отменой рейсов в связи с забастовками в стране, из-за чего пришлось оперативно менять билеты, что повлекло дополнительные расходы», — пояснил представитель министерства. Минпромторг и другие министерства не предоставили комментарий, указывает газета.
Частные самолеты
Некоторые члены правительства пользуются частной VIP-авиацией за счет коммерческих организаций, пишет «Трансперенси Интернешнл Россия». Бизнес-авиацией пользуется, в частности, глава Минпромторга Денис Мантуров, утверждается в расследовании. Авторы публикации сопоставили график командировок министра с полетами Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89053) и Tу-204 (RA-64014) и пришли к выводу, что первый борт доставил Мантурова в Екатеринбург в июле 2017 года, а второй — в Улан-Удэ в июне 2018-го. Также график полетов лайнеров, оборудованных VIP-салоном, полноценным спальным местом и мультимедийной системой, совпал с другими официальными командировками министра, утверждает «Трансперенси Интернешнл Россия». Оба самолета принадлежат структурам «ОАК» и эксплуатируются АО «РусДжет», представитель которого отказался от комментариев. «Трансперенси Интернешнл Россия» обнаружила, что бывший глава «РусДжета» Ярослав Одинцев ранее рассказывал BizavNews о полетах Мантурова на их Superjet.
Мантуров объяснил проживание в президентских номерах отелей во время командировок
Авторы расследования предположили, что Мантуров использует частные самолеты не только в служебных целях. Лайнеры, на которых он предположительно летал, девять раз приземлялись в Геленджике, где, по данным «СПАРК», находятся семейные активы Мантуровых — доля в пансионате «Приморье» и виноградники (ООО «Мантра»). В Геленджике также есть принадлежащий семье Мантуровых таунхаус в элитном комплексе «Феллини парк» и гостевой дом площадью 814 кв. м, следует из данных Росреестра, опубликованных «Трансперенси Интернешнл Россия». В курортный город джеты летали в новогодние и майские праздники, а также в выходные дни. Полет на Ту-204 из Москвы в Геленджик и обратно мог стоить 4-5 млн рублей, утверждают авторы расследования.
Оценку в 200 млн рублей за перелеты министра авторы расследования получили, изучив данные компаний PrivateFly и JetVIP. По их подсчетам, маршрут Москва — Нур-Султан — Лангкави — Куала-Лумпур — Лангкави — Ханой — Нур-Султан — Москва мог обойтись в 35 млн рублей (€500 000). При этом официальный доход Мантурова за 2018 год составил 443 млн рублей.
Представитель Минпромторга заявил «Трансперенси Интернешнл», что «для перемещения руководства не арендуют какие-либо отдельные борты, а билеты на рейсы приобретаются на общих основаниях». По словам представителя правительства, «бюджетные средства на аренду частных самолетов не предусмотрены и не использовались».
«Власть и деньги. Рейтинг доходов госслужащих 2019»
В июне прошлого года «Трансперенси Интернешнл Россия» заявила в расследовании, что Минпромторг потратил минимум 19,3 млн рублей только на проживание своих сотрудников в отелях во время зарубежных командировок в 2016–2017 годах. В частности, во время командировки в Шанхай Мантуров ночевал в президентском номере стоимостью 1,4 млн рублей, говорилось в расследовании. Сам министр заявил, что ведомство полностью вписывается в существующие нормативы трат на командировки.