КС разрешил изымать имущество у родных и друзей коррупционеров
Конституционный суд разрешил изымать имущество у родных и знакомых коррупционеров, которые не могут доказать законность его происхождения. Решение принято по жалобам родственников и бывших подруг экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, у которых изъяли имущество на сумму более 9 млрд рублей
Конституционный суд признал не противоречащей Конституции норму, позволяющую изымать в пользу государства не только имущество, которое было приобретено на неправомерные доходы чиновниками, их женами и несовершеннолетними детьми, но и имущество, принадлежащее их родственникам и знакомым. Об этом говорится в определениях Конституционного суда об отказе принять к рассмотрению жалобы экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко и его родных и знакомых, опубликованных на сайте суда. Внимание на решение суда первыми обратили «Ведомости».
Жалобы были поданы в Конституционный суд самим экс-полковником МВД Дмитрием Захарченко и его подругой Мариной Семыниной (у пары есть несовершеннолетняя дочь), а также отцом, матерью и сестрой Дмитрия Захарченко. В 2017 году Никулинский суд Москвы изъял у них имущество на сумму более 9 млрд рублей, придя к выводу, что официальные заработки Захарченко и членов его семьи явно не позволяли приобретать автомобили и недвижимость в таком количестве.
В своих жалобах заявители называли это незаконным, подчеркивая, что они не обязаны подтверждать законность происхождения средств, на которые приобреталось имущество. По их мнению, Генпрокуратура, которая в суде потребовала конфискации имущества, не представила прямых доказательств того, что источником этих средств были незаконные доходы Захарченко. В жалобах заявители подчеркивают, что решение суда позволяет бесконтрольно и по собственному усмотрению обращать в доход Российской Федерации любое имущество.
Конституционный суд, рассмотрев жалобы, пришел к выводу, что конфискация судом имущества, владелец которого не может доказать его приобретение на законные доходы, относится к особым правовым мерам. Эти меры применяются в случае нарушений лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства и направлены «на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей». Собственника никто не лишает права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, отметил Конституционный суд. Он не увидел в оспариваемых нормах противоречия Конституции, так как они «не предполагают принятия произвольных» решений об обращении соответствующего имущества в доход государства.
Фактически теперь в доход государства может быть обращено имущество любого человека, если он не докажет законность его происхождения, сказал «Ведомостям» адвокат Захарченко Александр Горбатенко. Причем, по его словам, доказывать это следует при помощи справки из налоговой по форме 2-НДФЛ, потому что, как показала практика, другим доказательствам суды не верят. Адвокат напоминает, что после решения по делу Захарченко число подобных дел резко выросло.
Ранее, 8 ноября, Головинский суд Москвы частично удовлетворил иск Генпрокуратуры о взыскании денег и имущества на 6,3 млрд рублей у полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его родных. Адвокат полковника Владимир Михайлов заявил, что решение будет обжаловано. Суд признал незаконно нажитым имуществом наличные деньги, найденные дома, в машине и кабинете силовика, на сумму 800 млн рублей, $72 млн и €8 млн. А также пять квартир, 14 нежилых помещений, два загородных дома и шесть земельных участков площадью более 7000 кв. м. Конфискованы также 40 дорогостоящих часов (Rolex, Patek Philippe, Breguet, Vacheron Constantin) и золотые украшения стоимостью 40 млн рублей. Семье Черкалина суд оставил 2-комнатную квартиру на Мичуринском проспекте в Москве, где живет младшая сестра полковника с сыном. Прокуратура изначально требовала изъять и эту квартиру, но затем отказалась от этого требования.