Ежегодно российские потребители теряют 445 млрд рублей из-за введенных в 2014 году продовольственных санкций, подсчитали экономисты. По их данным, часть этой суммы распределяется в пользу отечественных производителей, но некоторые санкционные товары заменить так и не удалось
Из-за продовольственных контрсанкций российские потребители теряют 445 млрд рублей в год в ценах 2013 года. К такому выводу пришли экономисты РАНХиГС и ЦЭФИР в исследовании эффектов продуктового эмбарго, которое действует пять лет, пишет «Коммерсантъ».
Авторы исследования сравнили изменение потребления, выпуска и цен из санкционного списка в 2018 году с 2013 годом и выяснили, что получили от санкций потребители, производители и импортеры. Оказалось, что в течение последних пяти лет потребители ежегодно теряют 530 млрд рублей в ценах 2013 года, отмечает газета. Исключения представляют птица, свинина и помидоры — эти товары экономисты отнесли к группе «успех импортозамещения». Общие выгоды потребителей от импортозамещения свинины, помидоров и птицы в исследовании оцениваются в 75 млрд в год. С учетом этого экономисты получили сумму в 445 млрд рублей — именно столько, по их расчетам, составляют ежегодные потери потребителей. Это около 3000 рублей на человека, то есть 4,8% стоимости минимальной продовольственной корзины.
Экономисты из РАНХиГС призвали ослабить продуктовое эмбарго в России
Издание пишет, что при введении санкций российские власти ссылались на необходимость обеспечения продовольственной безопасности путем импортозамещения. Авторы исследования указывают, что 84% из 445 млрд рублей потерь, которые несут потребители, ежегодно перераспределяются в пользу отечественных производителей. При этом заменить большинство товаров из санкционного списка так и не удалось. Согласно исследованию, чистые потери для экономики составили 13%.
Около 3% из 445 млрд рублей потерь уходят к новым поставщикам более дорогой зарубежной продукции. Экономисты отмечают, что от этого выиграли прежде всего Белоруссия (78%), Аргентина (6%), Швейцария (4%), Уругвай (3%) и Чили (3%). «Спустя пять лет после введения контрсанкций российские потребители продолжают платить за них из своего кармана», — сказано в исследовании. Авторы пришли к выводу, что большинство отраслей промышленности оказались недостаточно эффективными, чтобы изменить динамику цен.
«Людей надо чем-то кормить»: как российский бизнес зарабатывает миллионы на продуктовом эмбарго