Миллиардер Троценко закажет 28 судов на $1,4 млрд для вывоза угля из Арктики
Входящей в холдинг AEON Романа Троценко компании «Северная звезда» для доставки угля по Северному морскому пути потребуется 28 судов ледового класса к 2032 году, Стоимость их строительства около $1,4 млрд
Компания «Северная звезда» миллиардера Романа Троценко (входит в холдинг AEON, принадлежащий бизнесмену) планирует построить 28 судов ледового класса для вывоза с угледобывающего проекта в Арктике. Стоимость строительства — $1,4 млрд, сообщает РБК со ссылкой на самого Троценко и презентацию компании.
«Северная звезда» в 2021 году планирует начать добычу угля на его Сырадасайском месторождении в Красноярском крае на полуострове Таймыр. Запасы месторождения оцениваются в 5,7 млрд тонн, в этом году компания намерен добыть 300 000 тонн угля. К 2030 году планируется довести добычу до 10 млн тонн. По данным губернатора Красноярского края Александра Усса, вложения в проект до 2025 года составят более 45 млрд рублей, эту цифру он на вызывал на встрече с Троценко в ноябре прошлого года. «У «Северной звезды» есть заинтересованность во фрахте судов дедвейтом 105-110 тыс. т ледового класса Arc 5 по контракту на перевозку (take or pay) или их аренду (time-charter)», — сказал Троценко изданию. «Северная звезда», по словам бизнесмена, не будет заказывать суда сама, она рассчитывает на профессионального перевозчика для выполнения этой задачи. В этой роли может выступить «Совкомфлот». Троценко добавил, что у этого перевозчика сейчас нет флота, рассчитанного на такой тоннаж, но она может его построить в эти сроки при договоренности о будущем контракте на перевозку.
Миллиардер Троценко предложил обнулить подоходный налог для бедных
Представитель «Совкомфлота» переговоры с «Северной звездой» комментировать не стал, но сказал изданию, что компания готова рассматривать различные проекты, связанные с морской транспортировкой грузов в Арктической зоне при условии, что параметры этих проектов будут соответствовать утвержденной стратегии компании. Компания Троценко до конца 2021 года планирует объявить конкурс, по результатам которого с победителем будет заключен контракт на перевозку с гарантиями оплаты. Сумму потенциального контракта Троценко не назвал. К 2024 году «Северной звезде» потребуется десять судов ледового класса для вывоза 6,5 млн т угля по Северном морскому пути в Нидерланды, Индию, Китай, Корею и Японию. Согласно презентации «Северной звезды» спрос на таймырский уголь есть у индийской Somani Group, у международного трейдера Trafigura и у российской «Северстали». «Северсталь» потенциально заинтересована в закупке угля с Сырадасайского месторождения после начала добычи при условии, что качество сырья будет соответствовать потребностям компании, сказал представитель компании.
План миллиардера Троценко: как он создает лидеров в золотодобыче и химии
Из презентации «Северной звезды», на которую сослался Троценко, следует, что стоимость каждого судна составит $50 млн или $1,4 млрд за 28 судов. Это выше цены судна такого класса на китайском рынке и ближе к стоимости в Европе, отметил руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. В Китае стоимость одного сухогруза такого класса находится в пределах $27-35 млн, а в Европе — как раз около $50 млн, уточнил он. «По сути, «Северная Звезда» идет по пути «Ямал СПГ» с длинным фрахтом и адресным распоряжением правительства по допуску судов под иностранным флагом для вывоза сырья из акватории Севморпути», — отметил глава консалтинговой компании «Гекон» Михаил Григорьев. По его оценке, российские верфи будут не в в состоянии построить необходимое проекту количество судов заявленного дедвейта, в то время как опыт показывает, что построенные на иностранных верфях суда легко ставятся под российский флаг. Худалов из АКРА предположил, что эти суда могут быть построены в Китае или Южной Корее.
Роман Троценко планирует инвестировать 200 млрд рублей в проекты в Арктике
«Ямал СПГ» — это первый завод НОВАТЭК, мощность которого составляет 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. «Дочка» НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2» строит сейчас второй завод по производству 19,8 млн тонн СПГ на Гыдане. Михаил Григорьев напомнил, что «Совкомфлот» готовится к новому контракту с «дочкой» НОВАТЭКа, в соответствии с ним под управление компании поступают 18 газовозов, строящиеся на судоверфи «Звезда» в Приморье и южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Этот флот еще надо обеспечить плавсоставом с опытом арктического судоходства в первую очередь, рассказал эксперт. По его словам, помимо «Совкомфлота» есть несколько компаний, заинтересованных в работе на круглогодичном длительном проекте и имеющих опыт перевозок угля в акватории Севморпути — например, это Nordic Bulk Carriers или Oldendorff Carriers GmbH & Co. По майскому указу президента Владимира Путина, грузопоток по СМП к 2024 году должен увеличиться до 80 млн тонн. По итогам 2020 года по нему было поставлено 33 млн т преимущественно нефти, сжиженного природного газа и металлов «Норильского никеля». Уголь по этому маршруту пока не поставляется, но его перевозка включена в план «Северной звезды» по увеличению грузопотока по СМП.