«Траст» предлагал Мамуту погасить 500 млн рублей просрочки и начать новые переговоры о реструктуризации
Банк «Траст» предлагал миллиардеру Александру Мамуту погасить 500 млн рублей просроченной задолженности по кредиту одной из его компаний и начать переговоры о новой реструктуризации долга в $23,5 млрд. Компании Мамута в свою очередь рассчитывают через суд добиться посильного для кинобизнеса графика погашения долгов
Миллиардеру Александру Мамуту предлагали начать переговоры о новой реструктуризации долга Объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» после оплаты просроченной задолженности по одному из кредитов на сумму 500 млн рублей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя банка непрофильных активов «Траст».
По данным «Траста», полная сумма долга структур Мамута перед банком превысила 23,5 млрд рублей, основная часть из него — 19,82 млрд рублей на конец декабря приходилась на кинобизнес. По словам представителя банка, сумма просрочки кинобизнеса по процентным платежам — 1,1 млрд рублей. Заемщиками «Траста», кроме Объединенной сети кинотеатров, являются также «Медхолдинг» с задолженностью в $4,5 млн и «Вандеркинд» (связана с развиваемой по франшизе сетью магазинов детских игрушек Hamley's), задолжавший 2,5 млрд рублей. 500 млн рублей из долга «Вандеркинда» — это просроченный платеж, его надо было осуществить до 31 декабря 2020 года. По словам представителя банка, «Траст» уже направил досудебную претензию компании и планирует подачу нового иска к Мамуту. «Траст» предлагает компаниям Мамута погасить просрочку по «Вандеркинду» и сесть за стол переговоров по поводу кинобизнеса. На реструктуризацию «Траст» готов пойти при достаточном обеспечении, указывает представитель банка. Источник в A&NN (кипрская компании Мамута, управляющая его активами) отметил, что «в кредитах и так есть достаточные поручительства бенефициара».
«Заморожены все проекты»: продюсер Роднянский и миллиардер Мамут о перевороте в кино из-за пандемии
После требования погасить задолженность по «Вандеркинду» Мамут прислал в банк «претензию с угрозами обратиться в суд для утверждения реструктуризации кинобизнеса на десять лет под 1% со всеми платежами в конце срока действия кредита», рассказал представитель «Траста». «После этого банк списал часть средств со счетов киносети (100 млн рублей) и вновь потребовал погашения просрочки в размере 500 млн рублей по «Вандеркинду». Не получив ее, списал еще часть средств, оставив порядка 200 млн рублей на налоги, зарплату и определенные расходы», — заявил он. По его словам, безакцептное списание средств со счетов киносети — это инструмент банка, которым он мог воспользоваться с марта. Параллельно к Мамуту как поручителю был подан иск на 1 млрд рублей. «Траст» не хочет банкротить кинобизнес, поскольку «осознает его социальную значимость», заявляет представитель банка, но проблемы связывает не только с пандемией: «Кинобизнес был приобретен дорого и управляется не оптимальным способом. После приобретения «Формулы кино» соотношение долга и EBITDA по Объединенной киносети превысило шесть к одному, с 2018 года бизнес начал работать на погашение процентов без возможности погасить основной долг».
Вертолет с миллиардами: Александр Мамут получит деньги на сокращение долга перед банком «Траст»
Лишение компании средств может привести к ее неминуемому банкротству, оценили списание средств в Ассоциации владельцев кинотеатров. Глава ассоциации обратился с письмом к руководителю администрации президента Антону Вайно, где выразил мнение, что «Траст» фактически «добивает» представителей частного сектора экономики — кинобизнес, который и так пострадал от пандемии». В ответ на списание средств «Траст» получил четыре иска от «Синема Парка» и A&NN Investments Ltd. Источник в A&NN сказал, что «Траст» не предложил компаниям «выполнимых условий». По его словам, «киносети пострадали от коронавируса и сохранение индустрии соответствует интересам тысяч людей, которые в ней работают», а иски «подаются в связи с форс-мажорным обстоятельством, то есть пандемией». Собеседник издания, близкий к киносети, отмечает, что ее проблемы возникли еще до пандемии — в 2018 году, когда EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов, амортизационных платежей и т.д.) объединенного бизнеса сократилась до 1,9 млрд рублей против 2,7 млрд рублей годом ранее. По его словам, для комфортной работы, выплаты процентов и дивидендов компании нужна доналоговая прибыль на уровне 2,5 млрд рублей. В 2019 году этот показатель вновь превысил 2 млрд рублей.
В пресс-службе «Траста» Forbes ранее сообщили по поводу исков, что «компании Александра Мамута пытаются через суд навязать банку неприемлемые условия реструктуризации, ссылаясь на сложную ситуацию, в которой кинобизнес оказался из-за пандемии».
Структуры Александра Мамута подали к банку «Траст» четыре иска
Объединенная киносеть, в которую вошли «Синема Парк» и «Формула кино», владеет 641 кинозалом в 77 кинотеатрах по России, что делает ее крупнейшим игроком на рынке с долей 11,5%. Выручка сети в 2019 году составила 13,96 млрд рублей, следует из финансовой отчетности компании, с которой ознакомился РБК: 9,5 млрд рублей принес кинопоказ, 3 млрд рублей — кинобары, 974 млн рублей — размещение рекламы. Данные о выручке Объединенной сети от кинопоказа подтверждаются отчетом Фонда кино: на киносеть Мамута в 2019 году приходилось около 17% совокупных сборов кинотеатров в 55,5 млрд рублей. Списание средств со счетов киносети не связано с ее деятельностью, сказал изданию собеседник, близкий к ней. Миллиардер и «Траст» фактически достигли договоренности в 2020 году по реструктуризации долга, Мамуту нужно было выплатить 0,5 млрд рублей, добавил он: «вроде бы уже ударили по рукам», но, так как выплаты не последовало, банк списал эти деньги из выручки киносети.
Банк «Траст» подал иск к миллиардеру Мамуту на 1,1 млрд рублей
Как объяснил представитель «Траста», новая реструктуризация предполагала увеличение срока кредитов, снижение процентной ставки и перенос всех начисляемых процентов на конец срока действия кредитных соглашений. Все погашения банк согласился направлять на сокращение основного долга, а не процентов, перечисляют в «Трасте». Общая экономия для должника могла составить 3,3 млрд рублей. От Мамута банк требовал предоставить поручительство по английскому праву, однако он не стал давать такое поручительство и подписывать соглашение о реструктуризации. Новая реструктуризация была согласована в 2019 году, но не была исполнена, «потому что, когда началась пандемия, стало понятно, что ее формат надо менять», сказал собеседник в A&NN. По его словам, часть 2020 года киносеть обслуживала кредит, даже когда приостановила работу из-за коронавируса, продолжая платить зарплаты и оплачивать аренду. С «Трастом» обсуждалась реструктуризация, говорит он: «Мы не имели возможности исполнять обязательства, и было понимание, что мы их и не должны исполнять в таких условиях . Кроме того, действовал мораторий на банкротство».
«Вторая волна добьет отрасль»: кинотеатры заявили о подготовке к новому закрытию
25 января в картотеке арбитражных дел появились три иска «Синема Парка» и иск A&NN к «Трасту». Истцы требуют изменения условий кредитного договора, в частности, просит продлить кредиты до 2027 года, сказал собеседник в компании Мамута. Четыре иска, по его словам, поданы в связи с тем, что заем технически разделен на четыре кредитные линии. «Мы не собираемся быть недобросовестными заемщиками, мы попросили суд сделать график погашения таким, чтобы его осилил бизнес», — утверждает источник в A&NN. «Траст» же, по его словам, списал всю новогоднюю выручку, что поставило компанию «на грань банкротства». «Если жизнь вернется на нормальные рельсы, если студии опять начнут давать большое кино и не будет переносов релизов, то компания способна генерировать нормальную EBITDA на уровне 2017 года», — отмечает собеседник, близкий к киносети. «При такой прибыли такой долг легко рефинансируется, обслуживается», — считает он. Собеседник в A&NN отмечает, что остальные кредиты структур Мамута практически погашены, 90% долгов приходится именно на кинобизнес. В конце декабря Фонд кино принял решение выделить АО «Синема Парк» 319,8 млн рублей как организации, «пострадавшей от негативных экономических последствий пандемии».