Шереметьево сообщило о выходе бизнесмена из списка Forbes из проекта «дворца» на Черном море
Бизнесмен Александр Пономаренко не имеет отношения к проекту, который оппозиционер Алексей Навальный назвал «дворцом» президента России Владимира Путина. Об этом Forbes сообщила пресс-служба аэропорта Шереметьево, совет директоров которого возглавляет предприниматель.
Пономаренко вышел из проекта в марте 2016 года и не располагает данными о его статусе, отметила пресс-служба. На уточняющие вопросы пресс-служба уточнила, что Пономаренко продал три компании — «Лазурную ягоду», «Индокопас» и «Южную цитадель». Назвать суммы сделок пресс-служба отказалась.
Расследование о «дворце» на мысе Идокопас под Геленджиком основанный Навальным Фонд борьбы с коррупцией (ФБК, признан в России иностранным агентом) опубликовал 19 января. Авторы расследования утверждают, что якобы построенный для Путина «дворец» — это самый большой частный жилой дом в России стоимостью 100 млрд рублей. Путин заявил, что ничего из указанного в расследовании ему или его близким не принадлежит.
Пономаренко в марте 2011 года сообщил «Коммерсанту», что купил гостиничный комплекс около Геленджика, известный как «дворец Путина». Он рассказал, что через свою кипрскую компанию приобрел два предприятия: владеющее местными виноградниками ООО «Лазурная ягода» и собственника строящегося там пансионата, который, по его словам, назывался ООО «Идокопас». Раскрыть сумму сделки Пономаренко отказался. Однако данные о том, что цена завершенного проекта составит около $350 млн, «близки к правде», отмечал он. Навальный в своем расследовании со ссылкой на отчетность кипрской компании утверждал, что «дворец купили не за $350 млн, а за $350 000».
По данным СПАРК, в июле 2011 года, всего через четыре месяца после заявления Пономаренко, новым владельцем ООО «Лазурная ягода» стала компания «Блэк игл холдингз лимитед», зарегистрированная на Британских Виргинских островах. «Коммерсантъ» писал, что в том месяце Пономаренко договорился о продаже виноградников шампанскому дому «Абрау-Дюрсо» Бориса Титова, в 2012 году ставшего бизнес-омбудсменом при президенте. Информацию о договоренности Титов и Пономаренко изданию подтвердили.
В начале декабря 2018 года, по данным СПАРК, новым владельцем «Лазурной ягоды» стала панамская компания «Кавалер капитал корп». Через 20 дней виноградники снова сменили собственника — им стало некоммерческое партнерство «Развитие аграрных инициатив» (РАИ), которое владеет «Лазурной ягодой» до сих пор, следует из данных СПАРК. Владельцами РАИ в СПАРК указаны миллиардер Геннадий Тимченко и Владимир Колбин. «Ведомости» со ссылкой на источник, знакомый с деталями сделки, писали, что партнером Тимченко в этом проекте является сын петербургского бизнесмена Петра Колбина, которого телеканал «Дождь» называл другом детства Путина.
Вторая указанная Пономаренко и владевшая недвижимостью под Геленджиком компания ООО «Индокопас» (так ее называл РБК) была ликвидирована в 2014 году, следует из данных СПАРК. Со ссылкой на выписку из Росреестра, РБК в 2015 году писал, что правообладателем участка, где расположен «дворец Путина», является ООО «Комплекс». О том, что эта компания владеет так называемым «дворцом», в 2020 году писала Русская служба Би-би-си. Навальный также указывал, что ООО «Комплекс» «принадлежит дворец и вся недвижимость». По данным СПАРК, с 2019 года «Комплекс» принадлежит зарегистрированному в Петербурге АО «Бином», владельцы которого не раскрываются (указано только, что это «граждане России»).
«Ведомости» писали, что Пономаренко также владел компанией «Южная цитадель», которая выращивает мидий и устриц в акватории Черного моря. В 2016 году РБК сообщил, что «Южная цитадель» получила в пользование на 25 лет четыре участка акватории Черного моря, граница которых проходит по береговой линии от поселка Дивноморское до мыса Идокопас, где расположено здание, известное как «дворец Путина». Владельцы «Южной цитадели» в «Спарке» не раскрываются.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков во вторник заявил, что «дворец» на Черном море «прямо или опосредованно» принадлежит «одному или нескольким» предпринимателям». Он подчеркнул, что Кремль «не имеет никакого права разглашать имена этих владельцев», так как это «было бы некорректно».
Фото Евгения Разумного / ТАСС