СУЭК миллиардера Мельниченко создаст новый крупный транспортный холдинг
СУЭК и «Еврохим», принадлежащие Андрею Мельниченко, консолидируют транспортные активы на базе нового логистического холдинга. По объему железнодорожных перевозок он сможет претендовать на четвертое место в России
Крупнейший в России производитель угля СУЭК и поставщик удобрений «Еврохим», принадлежащие миллиардеру Андрею Мельниченко, консолидируют транспортные активы. Новый транспортный холдинг может занять четвертое место в России по объему перевозок, сообщает РБК со ссылкой на собеседников, знакомых с планами Мельниченко.
Под управление СУЭК перейдут семь портовых терминалов и парк из почти 55 тысяч железнодорожных полувагонов и транспортные активы «Еврохима». По словам собеседников издания, перевод активов под управление нового транспортного холдинга завершится в первом квартале 2021 года. СУЭК передаст новой компании Мурманский морской торговый порт, Малый порт в Находке и Ванинский балкерный терминал. Перевалка СУЭКа через эти три порта в 2019 году составила 40,9 млн т — это более 80% ее экспорта. У компании в управлении 47,5 тысяч полувагонов и 25,4 тысяч в собственности.
Мост в никуда: СУЭК миллиардера Мельниченко может потерять $200 млн из-за аварии под Мурманском
У «Еврохима» четыре действующих порта и парк из 6,6 тысяч полувагонов в управлении и 6,7 тысяч в собственности. В новую компанию перейдут полувагоны, находящиеся под управлением. Продажи удобрений «Еврохима» в 2019 году составили 16 млн т, из них на экспорт компания отправила 83% (13,28 млн т). 15 декабря «Еврохим» сообщил о продаже СУЭКу двух балкерных терминалов в Туапсе и Мурманске, по данным «Коммерсанта», за сумму около 20 млрд рублей. Представитель «Еврохима» Владимир Торин рассказал РБК, что компания продает эти терминалы как раз для консолидации транспортных активов, заявленной в стратегии развития. После их продажи у «Еврохима» останутся действующие терминалы в Невинномыске, эстонском Силламяэ на Балтийске и проект по строительству нового балкерного терминала в порту Усть-Луга прогнозируемой мощностью до 7 млн т в год. Эти активы в дальнейшем также войдут в новый логистический холдинг СУЭКа, утверждает другой собеседник издания.
Ненужный уголь: почему не удастся нарастить его экспорт
Консолидация транспортных активов в отдельную компанию повысит качество управления активами Мельниченко, отмечает один из собеседников. СУЭК в апреле 2019 года приобрел лизинговую компанию с парком 16 тысяч полувагонов у группы ИСТ Александра Несиса примерно за $500 млн, он уже входит в пятерку крупнейших операторов полувагонов России. Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что после получения парка «Еврохима» объединенная компания опередит «Нефтетранссервис» по объему железнодорожных перевозок и займет четвертое место сразу после Globaltrans. По данным «INFOLine-Аналитики», «Нефтетранссервис» за девять месяцев 2021 года перевез 67 млн т грузов, перевозки вагонами, которые находятся в управлении СУЭКа, составили 61,6 млн т, а «Еврохима» — 6,1 млн т.