К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зарплаты в российском общепите выросли за время пандемии

Зарплаты в российском общепите выросли за время пандемии
Зарплаты сотрудников российских заведений общепита существенно выросли за время пандемии, свидетельствуют данные HeadHunter и SuperJob. На ресторанном рынке тенденцию к росту зарплат связывают с нехваткой мигрантов, востребованностью персонала на курортах, требованием об обязательной вакцинации и другими антиковидными мерами

Зарплаты поваров, официантов и управляющих российскими заведениями общепита во время третьей волны пандемии в России превышают показатели января-марта 2020 года на 20%, 14% и 7% соответственно. Об этом свидетельствуют данные о вакансиях, опубликованных на HeadHunter. Агрегированные данные есть в распоряжении Forbes. Более наглядна тенденция к росту зарплат сотрудников общепита в Москве и Санкт-Петербурге. В столице зарплаты поваров выросли на 21%, официантов — на 20%, управляющих — на 13%. В Санкт-Петербурге повара стали зарабатывать больше на 21%, официанты — на 25%, управляющие — на 17%.

По данным SuperJob, зарплаты в вакансиях июля 2021 года также значительно превышают показатели допандемийного июля 2019 года. Управляющие заведениями стали получать больше на 20% в Москве и на 17% в Санкт-Петербурге, шеф-повара — на 30% в Москве и на 29% в Санкт-Петербурге, зарплата официантов выросла на 40% в обоих городах. Также за два года в Москве и Санкт-Петербурге выросли зарплаты су-шефов, кондитеров и пиццмейкеров, свидетельствуют данные SuperJob.

Зарплаты поваров и управляющих блинными сети «Теремок» выросли на 15%, утверждает основатель сети Михаил Гончаров. В барном холдинге «С.И.Д.Р. Групп» выросли зарплаты «по большей части у всех сотрудников, кроме управляющих», рассказывает совладелица холдинга Василиса Волкова. В сети кофеен «Шоколадница» зарплаты сотрудников первой линии (повара на точках, официанты, бариста, менеджеры кофеен) выросли на 25%, утверждает руководитель подбора персонала сети Милена Акопян.

 

Сильнее всего на рынке выросли зарплаты неквалицифированного персонала — клинеров, мойщиков, котломойщиков и грузчиков, считает основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. По его оценке, такие сотрудники стали получать в полтора–два раза больше по сравнению с допандемийным периодом. Волкова оценивает рост зарплат линейного персонала в Москве в 20–30%.

Почему выросли зарплаты

Во время пиков волн пандемии власти российских регионов усиливали антиковидные ограничения и заведения общепита начинали простаивать. В эти периоды рестораторы краткосрочно снижали зарплаты на 30–100% действующим сотрудникам, а новых просто не нанимали, объясняет президент SuperJob Алексей Захаров. По его словам, когда ситуация с вирусом стабилизировалась и заведения снова стали нанимать сотрудников, то им предлагали зарплаты доковидного уровня или даже выше, потому что всем рестораторам одновременно нужно было срочно восполнять потери.

 

«Остается молиться, чтобы пронесло»: с какими проблемами столкнулся бизнес из-за всеобщей вакцинации

В то же время люди разъехались в регионы и «вообще рынок сильно поменялся», говорит Захаров: «Проще и выгоднее стало пойти курьером в условный «ВкусВилл», чем блинопеком в «Теремок». Василиса Волкова связывает нехватку линейных кадров с тем, что во время пандемии многие мигранты разъехались по домам — либо в регионы, либо за рубеж.

«Кто-то разъезжается, пока нас закрывают, и не приезжает обратно, кто-то в принципе уже понимает, что в ресторанной сфере делать особо нечего, потому что это самая нестабильная отрасль», — говорит ресторатор, основатель HURMA Group of Companies Дмитрий Левицкий. «Много людей ушли из профессии, потому что устали: то их сокращают, то их нанимают», — вторит ему Волкова.

 

Из-за нестабильного положения заведений общепита кадры уходят в курьеры или на стройку, сетует Сергей Миронов. Также из-за требования об обязательной вакцинации к ряду отраслей, в том числе общепиту, строительство, при прочих равных, стало более привлекательной индустрией для тех мигрантов, кто не хочет прививаться, отмечает ресторатор. На фоне ковида меньше доверять индустрии стали и молодые специалисты, считает руководитель подбора персонала «Шоколадницы» Милена Акопян.

«Очевидно, что статистика необъективна»: как сильно московский общепит пострадал от введения QR-кодов

Рынок труда сейчас на стороне соискателя, конкурс (то есть соотношение количества активных резюме и вакансий) низкий, резюмируют в SuperJob: «И дело не в сезонном увеличении спроса на персонал, а в снижении привлекательности отрасли для трудоустройства из-за отсутствия стабильности».

Для ресторанного рынка рост зарплат — это критично, говорит совладелица барного холдинга «С.И.Д.Р. Групп» Василиса Волкова: «Цены на продукты растут, аренду нам не снижают. Количество посетителей у нас нестабильно из-за всей этой [прививочной] агитации. Люди тоже устали, плюс сезон отпусков начался». «Не о прибыли идет речь, а о том, чтобы выжить», — вторит ей Сергей Миронов.

Фото Richard Bord / Getty Images

 

Московские кафе и рестораны опустели после введения QR-кодов. Фоторепортаж Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+