«Ведомости»: донастройка налоговой системы может дать бюджету 400 млрд рублей в год
Правительство обсуждает так называемую донастройку налоговой системы, которая может приносить в бюджет по 400 млрд рублей ежегодно в период с 2022 по 2024 годы, узнали «Ведомости». По данным источников газеты, пока концепция была представлена в общих чертах, без конкретизации ставок или видов продукции, которая может подпасть под повышение налогов
Донастройка налоговой системы может принести в бюджет 400 млрд рублей поступлений дополнительно ежегодно в 2022-2024 году. Такая сумма дополнительных поступлений обсуждалась на заседании бюджетной комиссии правительства 1 июля, сообщают «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленного федерального чиновника и двух собеседников, близких к правительству и знакомых с ходом обсуждения.
По словам собеседников газеты, более 100 млрд рублей должно дать повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургии. Высокопоставленный федеральных чиновник отметил, что налоговая нагрузка будет распространена в том числе на добычу драгоценных металлов. В прошлом году они не попали под повышение НДПИ. Корректировка и расширение налога на дополнительный доход (НДД) для нефтедобычи может принести около 90 млрд рублей. Система уплаты акцизных сборов за счет улучшения администрирования и введения новых акцизов может дать бюджету еще около 100 млрд рублей. В частности, под акцизы могут попасть некоторые виды алкоголя и сахаросодержащие напитки.
Еще до 100 млрд рублей планируется получить за счет изменений налогообложения состоятельных россиян и других мер, детали которых не уточняются. Собеседники газеты отметили, что решений на заседании комиссии не принималось, а сама концепция была представлена в общих чертах. По словам одного из источников, теперь важно, что и в каком виде войдет в протокол. Детализация будет зависеть от того, какие поручения даст правительство, уточнил он.
Глава Минэкономразвития предостерег от «революций» в донастройке налогового законодательства
Далеко не факт, что дело дойдет до реального повышения налогов, по крайней мере по всем четырем направлениям, подчеркнул собеседник. Другой, близкий к правительству источник, добавил, что обсуждавшийся на заседании бюджетной комиссии комплекс мер — это лишь одна из частей, которая может войти в проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина на следующие три года. Этот документ предваряет и образует основу для составления проекта бюджета и необходимых для него законопроектов.
Представитель Минфина заявил газете, что «говорить о конкретных бюджетных параметрах на ближайшую трехлетку сейчас преждевременно». «На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса», — сказал он.
Представитель Минэкономразвития сообщил, что на заседании бюджетной комиссии обсуждались вопросы обеспечения сбалансированности бюджета. Он добавил, что в министерстве не разделяют фронтального сокращения госрасходов без предварительного анализа и не видят необходимости в ужесточении бюджетной политики. На фоне восстановления экономики макроэкономические показатели будут улучшены, что послужит базой для повышения оценки доходов бюджета, сказал собеседник «Ведомостей».
Силуанов назвал способ мотивировать бизнес «работать лучше и платить больше налогов»
Источники газеты отметили, что комплекс мер по донастройке налогов рассматривался в контексте поиска источников финансирования для расходов бюджета в 2022 году. В частности, обсуждалось, каким образом обеспечить деньгами так называемые стратегические инициативы правительства – комплекс новых прорывных проектов. Федеральный чиновник уточнил, что фактически речь шла о том, «находим ли мы дополнительные доходы на эти инициативы, отказываемся от их части или секвестируем уже утвержденные расходы бюджета в составе других направлений».
Новая стратегия социально-экономического развития предполагает работу над проектами по пяти крупным блокам: «Новая высокотехнологичная экономика», «Агрессивное развитие инфраструктуры», «Новый общественный договор», «Клиентоцентричное государство», «Национальная инновационная система». В лонг-лист входило 125 проектов общей стоимостью несколько десятков триллионов рублей с учетом частных инвестиций, отмечают «Ведомости». В список отобранных Министерством экономического развития вошло 38 инициатив за 5,6 трлн рублей, которые сейчас дорабатываются с участием деловых объединений и экспертов, писали «Известия» со ссылкой на источники.
«Многие из упомянутых фискальных инициатив уже обсуждались, но в комплексе это выглядит как «фронтальное повышение налогов» — если до кого-то не добрались в 2021 году, доберутся в 2022-м», — отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, которое ссылается на публичную финансовую отчетность крупнейших компаний за 2020 год, доля налогов в финансовом результате нефтяных компаний составляет в среднем 87% («Роснефть» — 87%, «Лукойл» — 85%, «Газпром нефть» — 86%), в газовой отрасли — 66% («Газпром» — 68%, «Новатэк» — 54%), в горнорудной и металлургической отрасли — 18% («Норникель» — 15%, «Мечел» — 23%, НЛМК — 19%), в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов — 27% («Алроса» — 38%, «Полюс золото» — 19%), в банковском секторе — 25% (Сбербанк — 23%, ВТБ — 16%). При этом доходность компаний этих отраслей несопоставима: средняя рентабельность EBITDA за 2020 год по нефтяным компаниям — 16%, в газовой отрасли — 22%, в горнорудной и металлургической отрасли — 34%, в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов — 59%, в банковском секторе — 39%.
Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев отметил, что любое повышение цен на алкоголь приводит к росту нелегального рынка, в связи с чем ухудшается положение легальных производителей. По его данным, в 2020 году нелегальный оборот составлял около 32% потребляемого крепкого алкоголя.
При этом директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что увеличение акциза на размер инфляции незначительно влияет на цену и потому нормально воспринимается потребителями легальной продукции.
Минфин рассматривает вариант повышения налога на прибыль до 30% для выводящих ее за рубеж
Вряд ли существующий режим НДД для нефтяной отрасли будут ужесточать, считает партнер КПМГ Виктория Тургенева, скорее его расширят и переведут на этот вид налога те месторождения, которые раньше получали льготы по НДПИ. Преференции по выработанным месторождениям и для сверхвязкой нефти уже отменили с 2021 году, напомнила она. Сам по себе режим налога на дополнительный доход — более верный механизм для добычи энергоресурсов и постепенное расширение его периметра правильно, сказала директор практики «Госрегулирование ТЭК» Vygon Consulting Дарья Козлова.