ЦБ решил защищать клиентов финансовых экосистем от «эмоциональных покупок»
Центробанк захотел защитить клиентов экосистем от эмоциональных покупок под воздействием агрессивной рекламы. Регулятор беспокоится, что путь клиента между импульсом и покупкой слишком короткий и порой «здравый смысл уступает эмоциям»
Банк России задумался о защите пользователей экосистем от непродуманных и эмоциональных покупок под влиянием агрессивной рекламы, заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов, его слова передает «Интерфакс». Пока ЦБ только изучает возможности введения механизмов для этой задачи, конкретных действий Швецов не анонсировал.
«Клиентский путь очень короткий, между импульсом к приобретению и возможностью сделать это проходят доли секунды, иногда здравый смысл уступает эмоциям», — пояснил Швецов. Эмоциональными покупки могут считаться в том случае, если площадка «использует агрессивную рекламу, провоцируя потребителей на приобретение товаров и услуг», о чем клиент позже сожалеет, рассказал он.
По мнению первого зампреда ЦБ, можно частично применить подходы, которые ЦБ уже использует на финансовом рынке. Например, это тестирование покупателей перед покупкой сложных структурных продуктов и полисов страхования жизни со сложным инвестиционным компонентом, перечислил «Интерфакс».
ЦБ хочет тестировать покупателей перед приобретением сложных финансовых продуктов (например, РЕПО или инвестиционных облигаций), чтобы проверить наличие специальных финансовых знаний у потребителя, сообщал Forbes в декабре. Кроме того, с октября 2021 года планируется ввести тестирование инвесторов для расширения доступных инструментов.
Центробанк решил ускорить ужесточение требований к брокерам
Центробанк подумывает и о регулировании экосистем для защиты поставщиков услуг, продолжил Швецов. Регулятор беспокоится, что может возникнуть конфликт интересов и ущемление конкуренции, если экосистема и сама поставляет товары или услуги. По мнению первого зампреда Банка России, доминирующая экосистема может лишать производителя маржинальности, что приведет к «узкому горлышку в цепочке создания стоимости», чего допускать нельзя.