Объем наличных в обращении у россиян за год вырос больше чем на четверть — это рекордные темпы с 2010 года. ЦБ объясняет это желанием людей запастись наличными на время ограничений из-за пандемии
Объем наличных денег в обращении на 1 января составил 13,4 трлн рублей, что на 2,8 трлн рублей (примерно на 26,4%) больше прошлогоднего показателя, следует из статистики Центробанка. При этом в общем количестве банкнот в основном выросла доля купюр крупных номиналов: пятитысячных (с 26% до 31%) и двухтысячных (с 4% до 5%).
По данным ЦБ, пик роста наличных в обороте пришелся на второй квартал 2020 года, когда в России действовали самые жесткие ограничения из-за COVID-19. «В условиях самоизоляции граждане проявляли повышенный спрос на наличные деньги, стараясь запастись ими и лишний раз не посещать банковские отделения и банкоматы», — пояснил заместитель председателя Банка России Михаил Алексеев.
Хождение по мукам. Снятие наличных как национальный вид спорта
По его словам, с июля спрос на наличные стал выравниваться и приблизился к обычным сезонным показателям. В ноябре впервые за год произошло сокращение объема наличных в обороте, но Алексеев отметил, что оно характерно для этого времени. После, в декабре, был зафиксирован традиционный рост перед новогодними праздниками.
Аналитики спрогнозировали самый мощный рост объема наличных в России за 10 лет
Таких темпов прироста наличных в обороте в процентном соотношении не наблюдалось как минимум десять лет: в 2010 году приток наличных превысил показатели 2009 года на 25,1%, пишет РБК, ссылаясь на статистику Банка России.
Оборот наличных сократился в России впервые с начала кризиса
В прошлом году Bloomberg со ссылкой на данные ЦБ писал, что спрос на наличные среди россиян резко подскакивал в те дни, когда Владимир Путин выступал с телевизионными обращениями к населению о новых мерах по борьбе с COVID-19. «Люди боялись, что банки будут недоступны во время карантина. Они снимали деньги по той же причине, по которой запасались едой», — объяснял аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.