Компании семи участников списка Forbes стали инвесторами венчурного фонда правительства
Компании богатейших бизнесменов России и их семей согласились стать инвесторами нового венчурного фонда правительства. Среди владельцев «товарищей-вкладчиков» — шесть миллиардеров из списка Forbes. Путин ранее переживал, что будет трудно уговорить бизнес «сброситься» в такой фонд
Правительство в феврале запустит венчурный фонд фондов для инвестиций в другие фонды, курирующие перспективные промышленные и инфраструктурные технологии, сообщила пресс-служба кабмина. Во вторник прошла встреча по формированию фонда с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова, представителей крупного бизнеса, Минэкономразвития, Минфина, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в объединение входят крупнейшие компании страны).
Фонд будет работать как инвестиционное товарищество: государственные и частные инвесторы станут товарищами-вкладчиками. От бизнеса в инвесторы фонда уже записалось десять компаний. Это AEON Романа Троценко, ЕСН Григория Березкина, «Норникель» Владимира Потанина, «Полюс» семьи Сулеймана Керимова, «Ренова» Виктора Вексельберга, Трубная металлургическая компания (ТМК) и «Синара» Дмитрия Пумпянского, «Уралхим» и «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также «Фосагро» Андрея Гурьева. Семь из этих бизнесменов входят в список богатейших в России по версии Forbes, причем шестеро — долларовые миллиардеры. Мазепин входил в список раньше, в последний раз — в 2015 году. Компании подписали основные условия участия в фонде.
Объем фонда и вложений каждого товарища-вкладчика в сообщении пресс-службы правительства не уточняется. Участники фонда выделят финансирование в равных долях, сообщила Forbes ТМК. Она добавила, что текст договора об инвестиционном товариществе еще обсуждается. В октябре 2020 года Белоусов говорил, что на запуск фонда фондов в бюджете предусмотрено 10 млрд рублей в 2020 году и еще 4 млрд рублей — в 2021-м. Белоусов пояснял, что капитал фонда будет создан «50 на 50», причем сначала его финансирует правительство, а потом — частный бизнес.
На инвестиционной игле: как стартапы подсаживаются на венчурные деньги и почему это плохо
РФПИ будет выполнять функции «управляющего товарища». Список проектов фонда будут формировать его участники. Белоусов призвал ускорить эту работу. В портфель могут войти также крупнейшие и наиболее перспективные проекты Национальной технологической инициативы, сообщила пресс-служба правительства.
Создать фонд фондов для инвестиций в высокотехнологичные стартапы Владимиру Путину предложил управляющий партнер компании Almaz Capital Partners Александр Галицкий на встрече президента с российскими инвесторами в марте 2020 года, на которой присутствовали в том числе сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож и инвестор Леонид Богуславский. Путин тогда сказал, что видит в этом плане «техническую» сложность: «Очень трудно будет убедить коллег, руководителей этих фондов, сброситься в какой-то единый фонд», — но добавил, что «услышал» предложение.
Три шага в будущее: чем понравились Путину инициативы Воложа, Галицкого и Богуславского
Средний размер российских венчурных фондов в 2020 году составлял $44 млн, говорится в исследовании рынка, которое подготовил проект Barometer при поддержке Российской венчурной компании. Средний чек сделки российских фондов оценили в $1,4 млн, диапазон — от $0,67 до $2 млн. В первом полугодии 2020 года общий объем инвестиций на российском венчурном рынке составил $183,8 млн — из-за пандемии это число упало почти вдвое в сравнении с первым полугодием 2019-го, следует из доклада «Венчурная Россия» компании Dsight.