Ценовые формулы российской нефти, служащие основным ориентиром при ценообразовании на внутреннем рынке, начали соответствовать отрицательным значениям, сообщило агентство Argus Media. Котировка Argus fip (Free in pipeline — с доставкой к трубопроводу за счет продавца) Западная Сибирь в понедельник была равна минус 1007 рублей за тонну, а во вторник — минус 1200 рублей за тонну, указывает агентство.
Отрицательные котировки означают, что затраты на транспортировку, оплату экспортной пошлины и некоторые другие расходы в эти два дня превышали среднюю стоимость российской нефти Urals, отмечает Argus Media. «Такая ситуация застала врасплох многих участников рынка, так как их цены на поставки нефти по контрактам как годовым, так и краткосрочным базируются на значении формулы в течение месяца поставки», — отмечает агентство.
По итогам марта среднее значение котировки Argus fip Западная Сибирь еще осталось положительным, хотя и упало примерно на 12 500 рублей за тонну относительно февральского уровня, подчеркивает Argus Media. По данным агентства, поставщики нефти беспокоятся, что продолжительный период низких цен будет способствовать нулевой или даже отрицательной доходности ее продаж в России.
В США зафиксировали отрицательные цены на нефть
В середине марта цена нефти Urals с поставкой в Европу для рынков Северо-Западной Европы упала ниже $19, а к концу месяца снизилась примерно до $16 — минимума с 1999 года. Мировые цены на нефть начали падение после того, как Россия и страны ОПЕК не смогли договориться о продлении сделки о сокращении добычи, поддерживавшей уровень цен с 2016 года. После провала переговоров цена нефти упала сразу на 30% — с $45 до примерно $31. Затем цены продолжили падение. В ответ на срыв сделки Саудовская Аравия начала ценовую войну на нефтяном рынке, предлагая свою нефть по более низкой цене, ччем Urals.
В среду, 1 апреля, соглашение России и ОПЕК официально прекратило действовать. Как сообщила WSJ, Саудовская Аравия увеличила добычу до максимума — свыше 12 млн баррелей в день, что почти на 2 млн баррелей больше, чем месяц назад. Но резкое падение спроса из-за коронавируса привело к тому, что загруженную в танкеры нефть некуда доставлять, рассказал газете один из саудовских чиновников. «Есть отгрузки [из портов Саудовской Аравии в Персидском заливе], на которые нет пункта назначения, потому что у нас нет покупателей», — сказал он.
Саудовская Аравия не смогла найти покупателей нефти после увеличения добычи до пика
20 крупнейших покупателей российской нефти
20 крупнейших покупателей российской нефти: рейтинг Forbes
Фото: Алексей Андронов / ТАСС